07.12.2005
Различных электрических приборов в Бурятии более чем достаточно. Гудящие и жужжащие помощники человека окружают нас со всех сторон. Нам не жить друг без друга. Но и жить под одной крышей тоже бывает трудно.

Бурятия свернула выпуск бытовой техники

Улан-удэнец Владимир Белошицкий работает экспертом Бурятского центра испытания качества продукции. Владимир Васильевич занимается экспертизой и сертификацией электроприборов вот уже десять лет, и именно он первый в Бурятии стал работать в этой сфере. Таким образом, нынче — круглая дата, юбилей данного направления.

Юбилейный год, честно говоря, весьма грустен. Сертифицировать в Бурятии стало практически нечего, т. к. почти ничего не делается.

Владимир Белошицкий: "Объем работы стал значительно меньше. Раньше в Бурятии выпускалось достаточно много электроприборов. К примеру, Удан-удэнский авиационный завод выпускал стиральные машины и центрифуги. И даже сам механический завод, работавший в составе авиазавода, прекратил свое существование. Завод "Электромашина" выпускал кипятильники, электрочайники и электропозницы — сейчас объемы производства упали. "Приборостроительное производственное объединение" тоже находится в трудном положении. Компания "Белый лебедь" собирала у нас телевизоры. Это производство тоже прекратило свое существование".

Раньше в Улан-Удэ сертифицировалась и ввозимая в республику продукция. Сегодня бытовая техника завозится, в массе своей, уже с сертификатом безопасности. Бывает так, что за месяц не проводится ни одной сертификации.

Вместо сертификации востребована экспертиза

Зато потребность в экспертных заключениях становится все шире. Нет бытового прибора, который бы не ломался. Какой-нибудь зарядник для сотового телефона можно выбросить и купить новый. Но вот когда перестает выполнять свои служебные обязанности дорогущий холодильник или навороченный телевизор, людей непременно тянет узнать — кто виноват. Тем более, если не кончился гарантийный срок, а истина где-то совсем рядом. Разбирательства доходят до суда и тут уж без экспертной оценки не обойтись.

Владимир Белошицкий: "По своему опыту скажу, что главные причины, по которым выходит из строя бытовая техника, — это неправильная эксплуатация и заводской брак. Количество таких случаев примерно одинаково. Есть еще третья причина — качество электроэнергии (особенно на селе). Однако это становится причиной только около пяти процентов поломок".

Как мы видим, покупатели и производители стоят друг друга. Первые считают себя слишком умными и не опускаются до того, чтобы прочесть руководство по эксплуатации. Вторые так и норовят переложить свою недоработку на плечи покупателя.

Обратите внимание — гарантийные сроки эксплуатации бытовых приборов очень короткие. Они быстро проходят и, если утюг сломался на день позже, то судиться бесполезно. Заставить фирму-изготовителя давать длительный гарантийный срок никто не может. Это делается добровольно, т. к. длинная гарантия — это преимущество перед конкурентами. У некоторых производителей холодильников, например, гарантийный срок составляет уже три года. Раньше, по традиции, был один год.

Каких только случаев не бывает в жизни. Владимиру Васильевичу всегда интересно найти причину поломки. Например, однажды на одной из турбаз на берегу Байкала внезапно вышла из строя вся охранная сигнализация. Ошарашенные владельцы турбазы демонтировали систему и привезли в Улан-Удэ. Экспертиза показала, что причиной ЧП стал резкий скачок напряжения. Дорогостоящие приборы буквально выгорели.

В другой раз одна улан-удэнская семья устроила разбирательство по поводу сломавшейся электромясорубки. Прибор поступил на экспертизу. Выяснилось, что виноваты сами хозяева. Оказывается, некоторое время назад они делали фарш из дичи. В одном из кусков мяса ненароком оказалась пуля — попав внутрь мясорубки, она серьезно повредила механизм. Была поцарапана поверхность шнека, срезана втулка.

А недавно нашему собеседнику довелось выносить заключение по поводу пылесоса. Гражданин пожаловался, что, когда он начал пользоваться купленным пылесосом, у бытового прибора начал... плавиться корпус. Выяснилось, что дело вовсе не в том, что пылесос слишком много эксплуатировали. Владимир Белошицкий: "В этом пылесосе стоял очень мощный двигатель, а система охлаждения была недостаточна. И даже в холостом режиме пылесос выдавал такую температуру, что в месте выхода горячего воздуха оплавился корпус. Налицо несоответствие мощности двигателя и термостойкости примененной пластмассы".

Некачественный пылесос, что удивительно, имел сертификат. Как объясняет Владимир Белошицкий, такое возможно: "Наверное, на тех образцах, что испытывались, использовалась соответствующая пластмасса. Но потом, возможно, для какой-то партии той пластмассы не хватило, и решили временно использовать другую. Улан-удэнцу, к сожалению, достался именно такой пылесос".

У другого жителя Бурятии в новом автоматическом чайнике внезапно треснуло водомерное стекло (в котором находится шарик, показывающий уровень воды). Через трещины стала вытекать вода. Возмущенный гражданин обратился в суд. Исследовав прибор, Белошицкий пришел к выводу, что виноват завод-изготовитель. Нетермостойкая пластмасса треснула изза перепадов температуры.

Граждане также жалуются не только на большие неполадки, но и просто на эстетические недостатки. Допустим, когда новый чайник покрывается сеткой трещин — на работу это не влияет, но выглядит некрасиво. Наш собеседник делает экспертизу и по таким "эстетическим" разбирательствам — сетка трещин говорит о некачественном покрытии, нанесенном на чайник.

Суд становится популярен

В отдельные месяцы число судебных тяжб по поводу досрочно "скончавшейся" техники, к которым привлекается Владимир Белошицкий, доходит до десяти. "Приходит летний сезон — возникают проблемы с насосами для полива. Зимой насосы на экспертизу вообще не приносят. Летом больше обращаются и по поводу поломок холодильников. На прочую бытовую технику жалуются равномерно в течение года. В судах много таких дел, люди становятся юридически грамотными. Если у купленной вами бытовой техники еще не истек срок гарантии, и это имеет смысл по стоимости, то надо отстаивать свои интересы", — говорит наш собеседник.

Владимир Белошицкий делает экспертизу всех бытовых приборов, кроме сотовых телефонов и компьютеров. Для этого требуется специальная техника.

Доходят ли заключения эксперта о производственном браке до фирм-производителей, хотя бы российских, дабы те усилили контроль над качеством своей продукции? "Нет, не доходят, — говорит Владимир Белошицкий. — Такая система была, когда при Бурятском ЦСМС существовал отдел Госнадзора. Сведения отправлялись и в Москву, и заводуизготовителю, и его региональному Центру СМС. Сейчас эта система не работает".

^