04.03.2015
26 февраля Бурятская государственная филармония представила коллектив, который Артемий Троицкий охарактеризовал как играющий «музыку, которой нет нигде больше в мире».
Пробуждая генетическую память

26 февраля Бурятская государственная филармония представила коллектив, который Артемий Троицкий охарактеризовал как играющий «музыку, которой нет нигде больше в мире». 

Слова известного музыкального критика, конечно, впечатляют, но Бурятию ли удивишь национальным колоритом и хомусом?! Однако Троицкий был прав. 
Когда основательница группы Альбина Дегтярева взяла в руки хомус, воздух завибрировал, и стало ясно, что, действительно, музыка «Айархаан» - это совершенно новый и уникальный опыт для слушателей.

Не стоит сравнивать звучание хомуса, услышанного ранее, с тем, что происходило на концерте. В руках Альбины Дегтяревой он из музыкального инструмента превращается в некий сакральный предмет, назначение которого гораздо глобальнее, нежели эстетика. Игра «Айархаан» меняет понимание музыки.

Боб Марли называл музыку лекарством. В исполнении же «Айархаан» она похожа на приемник, по звуковым волнам которого течет информация. Альбина Дегтярева уверена, что эта информация – генетическая память наших предков, которую пробуждают звуки хомуса.

«Айархаан» в переводе с якутского языка - это «племя созидателей, сохраняющих генетическую память предков». «Мне посчастливилось родиться в деревне с живописной природой и красивым названием Каргыдай, - рассказывает Альбина Дегтярева. - У нас сохранились древние традиции. Например, с самого детства каждый год мы справляли национальный праздник Ысыах. Вместе с родителями я ходила на праздник и слушала, как играет на хомусе моя мама и наши бабушки».

В эти минуты маленькая Альбина представляла себя птицей с огромными крыльями и мечтала о том, чтобы облететь всю Землю и рассказать о том, как прекрасна эта музыка. Мечта маленькой девочки сбылась, крылья ей дала музыка. Сегодня Альбина Дегтярева известна по всему миру. Коллектив, который она создала, является лауреатом российских, международных конкурсов и фестивалей этнической и живой музыки (Голландия, Южная Корея, Япония, Польша). Ансамбль выступает с концертами во многих странах мира: Франции, Швейцарии, Италии, Германии, Австрии, Монголии.

Долгое время хомус пребывал в забвении. Он присутствовал практически в каждой якутской семье, однако выполнял лишь декоративную роль или служит памятью о бабушке или матери.

«Благодаря энтузиазму любителей хомуса, пропагандистов этот инструмент пережил второе рождение, эпоху Ренессанса, и в позапрошлом году мы даже установили рекорд Гиннеса по количеству играющих на хомусе. Сейчас каждый якут играет на этом инструменте», - говорит Альбина Дегтярева.

Благодаря же артистке о якутском национальном инструменте узнал весь мир. Альбина Дегтярева – одна из основателей «Музея хомуса народов мира» и 
Международного центра варганной (хомусной) музыки, преподаватель высшей школы музыки Республика Саха (Якутия) и Якутского музыкального колледжа им. М.Н. Жиркова. У нее много учеников, в том числе и ее дочери – Туяра и Ниргуяна, которые выступили в Улан-Удэ вместе с матерью. Обычно же они занимаются продюсированием группы.

Стиль Альбины Дегтяревой далек от традиционного звучания хомуса. Иногда ее игра напоминает драмэнбейс или даже техно. Она искусно воспроизводит звуки природы - дуновение ветра, шепот листьев, цокот копыт. Однако, будучи на природе, не каждый человек сможет уловить все эти звуковые оттенки. Для того чтобы сделать это, надо полностью слиться с природой или иметь абсолютный музыкальный слух.

«Когда я вижу прикладное искусство наших предков, узоры на серебре, вышивку на ткани, мне кажется, что я вижу сакральную информацию, поэтому стараюсь вникнуть в суть мировоззрения нашего народа, отношения к жизни и природе», - говорит Альбина Дегтярева.

Конечно, первое, что приходит в голову, когда видишь артистку, это связь с шаманизмом. «У нас в каждой семье есть либо шаманы, либо кузнецы», - улыбается Альбина Дегтярева.

Концерт продлился недолго, а после Альбина Дегтярева вместе с дочерью обучали желающих игре на хомусе. «Это искусство дается не сразу, - комментирует артистка. – Хомус любит целеустремленных, усидчивых людей».

Соня Матвеева, «Номер один».

^