04.02.2004
Конфликт вокруг улан-удэнского автовокзала вышел за рамки разумного. От взаимных препирательств, угроз и мелких правонарушений противоборствующие стороны перешли к силовым действиям. В результате массовой драки в непосредственной близости от вокзала был убит один из участников потасовки. С преступлением разбираются правоохранительные органы. Но хотелось бы остановиться на ситуации, которая сложилась на рынке межрайонных перевозок.
Ты помнишь, как все начиналось?
В середине прошлого года ГУП "Улан-Удэнское ПАП-2" заключило договор с ООО "Улан-Удэнское межрегиональное автотранспортное предприятие" (УУМАТП) о совместной деятельности. Согласно этому документу последнему была передана часть помещений здания автовокзала для обслуживания автобусных маршрутов. За это, в числе прочего, арендатор обязался произвести капитальный ремонт здания и содержать его в надлежащем порядке, а также принять на работу штатных работников автовокзала и оплатить им задолженность по зарплате. Понятно, что средства для этого нужны немалые.
Единственным полновесным источником финансирования в этом случае должна была быть предварительная продажа билетов и взимание платы за использование автовокзала частными водителями микроавтобусов. Маршрутниками обслуживается несколько сотен отправлений в день. "УУМАТП" резонно надеялось взять частных водителей под свое крыло путем подписания соответствующих договоров. Но случилось неожиданное — водители в подавляющем большинстве наотрез отказались сотрудничать с новыми "хозяевами" автовокзала. Им в корне не понравились финансовые условия, предложенные УУМАТП. Но не в этом суть.
Напомним, что история конфликта началась с попытки арендаторов вокзала огородить привокзальную площадь и не пускать туда водителей, не заключивших с ними договор, в результате которой водителям пришлось покинуть привычное место посадки пассажиров. После бурных дебатов с участием прокуратуры некоторым водителям удалось вернуться на площадь. Несколько десятков маршрутников, объединившись в ООО "Буртэк", смогли отстоять свои права. "УУМАТП" пришлось смириться. Необходимо заметить, что "Буртэк" наиболее цивилизованно работает в этих сложных условиях. Все микроавтобусы снабжены контрольно-кассовыми аппаратами, в ближайшем будущем предприятием будет налажена предварительная продажа билетов.
В то же время вблизи автовокзала стали происходить странные вещи. Водители жаловались на оскорбления и угрозы от неизвестных людей, которые также прокалывали шины и выбивали лобовые стекла. Многие были вынуждены покинуть привокзальную территорию. Единый центр по обслуживанию межрайонных пассажиров, как это принято в цивилизованных городах и даже селах, перестал существовать. Водители начали делать посадки в самых непредсказуемых и неподготовленных для этого местах — на перекрестке улиц Советской и Смолина, на площади Банзарова, возле Центрального рынка. Интенсивность движения автотранспорта в этих местах и так близка к критической, поэтому угроза несчастных случаев возросла многократно. Можно понять и пассажиров, которые зачастую не знали, в какой точке города идет посадка на их маршрут.
Бесхозяйственная деятельность
Как бы там ни было, итоги хозяйственной деятельности арендаторов автовокзала таковы: погрузка пассажиров "размазана" по всему центру города, а попытки незаконно захватить привокзальную площадь пресекла прокуратура. Невозможно не отметить и финансовую деятельность "УУМАТП" в качестве арендатора автовокзала.
Как сообщил министр промышленности, производственной инфраструктуры и технологий РБ Владимир Переляев в своем интервью для одного из местных СМИ, в настоящее время ПАП2 ни рубля не тратит на содержание вокзала, а задолженность по зарплате погашена.
Но в руки корреспондента "Номера один" попал один интересный документ, а именно исковое заявление в арбитражный суд ПАП-2 к "УУМАТП". Как следует из текста, "УУМАТП" обязывалось принять путем перевода штатных сотрудников ПАП-2, работающих на автовокзале, и до 1 сентября 2003 года выплатить им задолженность по зарплате в сумме 134 551 рублей. Кроме того, арендатор принял на себя обязательства заключить от своего имени договоры с МУП "ГЭС", "Водоканалом", "Сибирьтелекомом".
Но на сегодня, опять же согласно исковому заявлению, долг по зарплате составляет 54 100 рублей. За электроэнергию "УУМАТП" задолжал 25,2 тысячи рублей, за услуги связи свыше 1 тысячи, "Водоканалу" — 7,9 тысяч. Арендатор не оплатил земельный налог в сумме 97 тысяч рублей. Вопреки условиям договора "УУМАТП" самовольно оставил у себя выручку с предварительной продажи билетов на 96,7 тысяч рублей.
В сложившихся условиях ПАП-2 пришлось самостоятельно оплачивать долги поставщикам этих услуг, а также земельный налог, неся при этом значительные расходы. 27 ноября арендатору была направлена претензия с предложением в течение недели устранить имеющиеся нарушения, но "УУМАТП" не ответило на нее.
Крайние — люди
В случае, если арбитраж подтвердит факты, изложенные в исковом заявлении ПАП-2, то поневоле может сложиться впечатление, что министра либо неверно информировали, либо он не вникал в ситуацию. Требования же истца просты и незатейливы. Он просит расторгнуть договор аренды с ООО "УУМАТП".
Вывод из всей этой уже порядком поднадоевшей истории может быть таким. Во всем нормальном мире существует элементарная вещь — тендер. Кстати, по поводу передачи автовокзала в аренду без проведения конкурса Бурятское антимонопольное управление вынесло предписание, в котором говорится о нарушении Минпромом Бурятии Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности". Ведь тысячи жителей Бурятии могут попасть в сельские районы только автотранспортом. И автовокзал, без сомнения, имеет стратегическое значение для нашей республики. Логичнее было бы семь раз отмерить и один раз отрезать, но при этом выбрать лучшего арендатора, который сможет наладить действительно нормальное транспортное сообщение, найдет общий язык со всеми частниками, занимающимися автоперевозками и, главное, обеспечит нормальные условия пассажирам.
^