21.12.2005
Детям новая одежда нужна гораздо чаще, чем взрослым. Они ее не только снашивают, но еще и имеют тенденцию вырастать из штанов и платьев. Причем чем младше ребенок, тем быстрее он растет. И тем дороже его одеть. В отличие от цен на товары для взрослых, которым присущ в основном сезонный рост в 5—7%, цены на детскую одежду растут еще быстрее, чем сами малыши. Как показали результаты исследования маркетингового агентства Step by Step, за два года средние траты родителей на покупку одной вещи для ребенка выросли на 50%. Цены особенно бьют по карману перед праздниками — каждому родителю хочется, чтобы хотя бы раз в год его ребенок оделся в самое-самое.

Подавляющее большинство российских семей не может позволить себе покупать качественную одежду детям, отмечает Step by Step. Все, на что хватает семейного бюджета — низкосортный турецкий и китайский ширпотреб стоимостью от 5 до 30 долларов. Как показывают данные по России, на эти товары приходится 85% всего объема детской одежды в стране. В Бурятии этот процент еще выше: во-первых, уровень дохода населения куда скромнее, чем в соседних регионах, во-вторых, доля китайских товаров на рынке подавляющая. Между тем и неискушенным в стандартах качествах потребителям понятно, что дешевая китайская синтетика явно не лучший вариант для здоровья малышей: кожа не дышит, зачастую реагирует аллергией и т. д. Родители и рады бы купить качественные вещи из натуральных тканей, но цены на такую одежду явно кусаются. О фирменной импортной одежде мы вообще не говорим — такой товар в Бурятию практически не завозят, так как платьице для годовалой крохи за 300 или 500 долларов не купят у нас даже состоятельные граждане. Известных российских марок в Бурятии — считанные единицы. Одежда "Глория Джинс", "Мир детства", которая считается средней по цене, скажем, в Москве, в Бурятии воспринимается как дорогая. Выложить 20—300 долларов за вещицу позволяют себе далеко не все и не очень часто. При этом, как правило, рассуждают: "Пусть я не куплю себе нужную вещь, но ребенок должен одеваться в самое лучшее". То есть вещи этой ценовой категории в Бурятии хоть и покупаются, но явно относятся к предметам роскоши.

Есть отечественные вещи несколько дешевле — обычных российских фабрик. В хорошем магазине купить симпатичное платьице или красивую рубашечку малышу можно рублей за пятьсот и выше. Нарядные платья, скажем новогодние, стоят от 1000—1500 рублей. Обычная маечка, из которой кроха моментально вырастет, — рублей 80. Цены на носочки, колготки сравнимы с ценами на аналогичный товар для взрослых. Кошелек большинства родителей не позволяет регулярно тратить такие деньги, а потому наряду с отечественными вещицами из больших магазинов детишки "среднего класса" щеголяют и в китайском товаре. Однако большинство семей, как мы уже отмечали, не могут себе позволить и этого.

Российский производитель более-менее серьезно занят изготовлением одежды по относительно невысоким ценам разве что для совсем маленьких граждан: ползунков, распашонок, пеленок. Здесь доля приобретаемого в Бурятии отечественного товара все же выше китайского.

Выход, казалось бы, очевиден. Развивать производство детской одежды для всех возрастов относительно низкой ценовой категории в республике.

Однако производство детской одежды малорентабельно, пояснили "Номер один" на предприятии "Эльф" — единственном в УланУдэ, занимающемся изготовлением одежды для детей до трех лет. Хотя ткани на детские вещи требуется, конечно, меньше, чем на взрослых, усилия затрачиваются те же, если не большие, учитывая, что труд оказывается более кропотливым. Продукция "Эльфа", по качеству не вызывающая сомнений, в цене сравнимы с недорогой китайской. Иначе предприятие не выдержит конкуренции с засилием изделий из Поднебесной. Однако это предприятие — капля в море. Во-первых, объемы производства, хоть и ощутимо растущие, не покрывают спрос, во-вторых, детям нужна одежда и после трех лет.

По экспертным оценкам, рост цен на детскую одежду, наблюдающийся постоянно, будет продолжаться. Темп роста в 25—30% в год сохранится. Благосостояние населения Бурятии понемногу улучшается, и родители теоретически готовы покупать именно качественную и безвредную детскую одежду, но по ценам несколько ниже предлагаемых сегодня в магазинах.

А потому, думается, ниша производства детской одежды относительно невысокой цены в Бурятии все-таки перспективна. Возможно, уважаемые предприниматели, а также госучереждения по поддержке малого и среднего бизнеса обратят внимание на этот очевидный факт и порадуют-таки жителей республики бизнес-идеями на сей счет. А именно открытием новых производств и появлением на рынке приемлемой по ценам продукции для детей местного производства.

^