21.12.2005
Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях законопроект, изменяющий порядок регулирования цен на жилищно-коммунальные услуги. Как сообщает "Страна Ру", парламентарии установили предельные нормы повышения тарифов на услуги ЖКХ в регионах и передали полномочия муниципалитетов по определению размера надбавок на уровень выше.

"Инфляционные процессы в сфере жилищно-коммунального хозяйства будут регулироваться посредством установления предельных индексов увеличения тарифов и введения мер государственного контроля над ростом тарифов", — сообщил глава профильного комитета Госдумы по промышленности Мартин Шаккум.

По его словам, Федеральная служба по тарифам будет устанавливать предельные индексы изменения тарифов на товары и услуги ЖКХ еще до внесения в Госдуму проекта федерального бюджета на очередной год. При этом документ предоставляет возможность правительству устанавливать предельные уровни тарифов на услуги ЖКХ в регионах. "Потолок" на цены планируют разбить не только по кварталам, но и по отдельным категориям потребителей. Учитываться будут не только климатические условия территорий, но и социально-экономическое положение каждого субъекта федерации в отдельности. Еще одно новшество состоит в том, что муниципалитеты лишаются отныне права самостоятельно определять размер надбавок на тарифы. Эти полномочия решено передать исполнительной власти регионов.

В ходе доработки проекта закона депутаты подкорректировали и механизм действия такой системы. Например, если муниципальным органом будет проигнорировано предписание регионального контролирующего органа о снижении тарифов до предельно установленной нормы, то решение будет приниматься арбитражным судом со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Со своей стороны Мартин Шаккум заверил, что уже в следующем году предельный уровень роста тарифов не превысит 20—25%. Между тем, по словам главы МЭРТ Германа Грефа, который также принял участие в обсуждении законопроекта, прогнозируемый уровень инфляции на услуги ЖКХ по регионам планировался на 2006 год на уровне 30— 35%. Отметим, что в Бурятии рост тарифов на услуги ЖКХ традиционно значительно опережает общероссийский. Так, за девять месяцев 2005 года индекс потребительских цен на жилищно-коммунальные услуги составил аж 154,4 %.

Основное влияние оказало повышение в два раза тарифов на оплату жилья в домах муниципального жилищного фонда и в три раза эксплуатационных расходов в приватизированных квартирах и в домах жилищно-строительных кооперативов. На 61% выросла плата за холодное водоснабжение и канализацию, на 44% — за горячее водоснабжение, на 48,9% — за отопление.

Вся катастрофичность ситуации с тарифами в Бурятии становится очевидной при сравнении цен на услуги ЖКХ с другими регионами. Так, в г. Улан-Удэ тариф на электроэнергию выше, чем в Иркутске в 3,7 раза, на горячее водоснабжение — в 2,5 раза, на водоснабжение, канализацию, отопление — в 2,2 раза. По сравнению с Читой различия в тарифах также значительны: на горячее водоснабжение цены у нас выше — в 5,2 раза, на отопление — в 3,6 раза, плата за жилье в домах муниципального жилищного фонда — в 2,1 раза, за водоснабжение и канализацию — на 82%.

Местные аналитики сходятся во мнении, что реальных предпосылок для резкого снижения темпов роста цен в коммунальной сфере в нашей республике практически нет и в году наступающем. Однако, как следует из нового федерального закона, если беспрецедентный рост цен сохранится, то наши власти уже не смогут уходить от ответственности и буквально погрязнут в судебных исках. Если сегодня выиграть суд по поводу необоснованно завышенных тарифов очень сложно или вообще невозможно, то с будущего года ситуация должна измениться кардинально. Как станут выходить наши власти из положения, а именно снижать инфляцию в сфере ЖКХ, какие ресурсы задействовать для сдерживания цен, сказать сложно.

Предполагается, что законодательные нормы в части установления и применения предельных индексов роста платы за ЖКХ будут действовать до 1 января 2009 года. "Этот срок представляется достаточным для налаживания системы государственного контроля над экономической обоснованностью тарифов в ЖКХ", — отметил Мартин Шаккум. — Кроме того, это даст сигнал бизнесу о целесообразности частных инвестиций в коммунальное хозяйство".

^