09.04.2015
Присесть на стул из 860 гвоздей и не уколоться, без опасений расколоть грецкий орех молотком на голове друга, постоять на стеклянных лампочках и проверить чиновника на правду и ложь. Настоящим волшебством предстает физика перед юными улан-удэнцами в уникальном музее-лаборатории. Накануне магию проверял на себе и репортер «Номер один».
Просто он работает волшебником

Присесть на стул из 860 гвоздей и не уколоться, без опасений расколоть грецкий орех молотком на голове друга, постоять на стеклянных лампочках и проверить чиновника на правду и ложь. Настоящим волшебством предстает физика перед юными улан-удэнцами в уникальном музее-лаборатории. Накануне магию проверял на себе и репортер «Номер один».

Чудеса в коридорах школы

Уже на первый взгляд классная комната в глубине школьного коридора кажется весьма странной. Обычно на кабинетах красуются скучные таблички «математика», «русский язык» и т.д. Здесь же вывеска: «Умnikум». Стоит распахнуть двери лишь раз, и ассоциироваться эта надпись будет, пожалуй, с самой настоящей магией. Впрочем, заведует всем этим вполне реальный учитель с многолетним стажем по имени Валерий Лукич.

— Это больше чем магия, ребята. Это наука под названием «физика», и ее вам еще посчастливится изучать в школе, — объясняет своим маленьким гостям из детского сада организатор музея-лаборатории занимательной науки «Умnikум» Валерий Горковенко. Правда, поверить в то, что это наука, а не сказка, может далеко не каждый. Уж слишком невероятным кажется увиденное.

— А я тоже так смогу? — спрашивает недоверчиво один из маленьких слушателей, глядя на то, как учитель спокойно встает на хрупкие стеклянные лампочки. Через минуту этот «трюк» проделывает вся любопытная группа.

Итак, мы оказались в уникальном в нашем городе музее-лаборатории экспериментальной физики. Поразить это загадочное место может не только самых маленьких, но учеников старших классов и даже взрослых, немного подзабывших законы науки. В лабораторию Валерий Горковенко вложил весь свой учительский опыт и фантазию.

Начало истории

Можно сказать, что началась история музея-лаборатории еще в 1979 году. Тогда, только окончив БГПИ, молодой Валерий Горковенко устроился в Майскую школу Курумканского района учителем физики. После он станет ее директором, потом учителем и директором уже улан-удэнской школы. Но именно в 79-м он начал открывать своим деревенским ученикам физику как науку без границ. С неугасаемым энтузиазмом учитель искал для своих классов интересные эксперименты, проводил конкурсы.

— Как показывает опыт, школьникам не всегда легко даются формулы и объяснения. Многим нужно увидеть эксперимент, и даже стать его участником, прочувствовать на себе. Я всегда старался на каждом уроке что-то показать, проводил вечера занимательной физики. Ну, знаете, показывал ребятам, как платок может гореть, а потом оставаться целым, как воду кипятить в бумажной коробке, — вспоминает Валерий Горковенко.

Спустя много лет, организовав свое турагентство для работы все с теми же школьниками, учитель физики побывал в разных городах, где всегда уделял время походам в музеи. И вот несколько раз довелось ему побывать в музеях необычных, посвященных экспериментальной физике.

— Впервые я встретил такой в Харбине. Дети были в восторге. Потом были Москва, Петербург, Иркутск. В 2011 году мне пришла идея открыть что-то подобное в Улан-Удэ.

Так, буквально по приезду, Валерий Горковенко начал делать первый экспонат прямо дома.  Скоро их стало уже 30. Поскольку не было подходящего помещения, было решено провести  две выставки занимательных опытов в музее истории Бурятии, затем в музее природы. От посетителей не было отбоя. Стало ясно: время и силы не были потрачены впустую.  Через некоторое время Валерию Горковенко предоставили и помещение — в одном из корпусов улан-удэнской школы №35 (бывшей школы №45).

— Мне выделили бывшую мастерскую. Раньше здесь стояли станки, пилили доски. Я сделал ремонт. И вот уже третий год как мы на одном месте, — с улыбкой говорит Горковенко.

Сегодня в музее Горковенко, который он назвал «Умnikум», более 60 экспонатов: по механике, гидро- и аэростатике, электромагнетизму и оптике. Какие-то экспонаты ему приходится хранить в гараже — уж слишком они большие: к примеру, качели (экспонат для демонстрации закона сохранения импульса) занимают аж половину класса. Кстати, все экспонаты, демонстрирующие физические явления, сделаны своими руками.

— Как только начинаешь этим заниматься, знаете, само в голову начинает приходить. Есть у меня экспонаты, которых больше нигде нет. Проблема, пожалуй, лишь в том, что раньше все достать было проще и дешевле. Ныне очень трудно достать даже медную проволоку, которая раньше под ногами валялась, магниты, — сетует Горковенко.

По подсчетам учителя, всего школьнику можно показать порядка 400 интересных опытов.

В помощь родителям и учителям

Сегодня работа музея ориентирована, в первую очередь, на школьников. Предлагаются  групповые экспериментальные закрепляющие занятия по ключевым темам курса физики: «Строение вещества», «Давление. Атмосферное давление», «Простые механизмы», «Тепловые явления», «Электрические и магнитные явления», «Динамика», «Электромагнитные явления» и «Оптика».

Во время полуторачасового занятия ребята кратко повторяют теорию и закрепляют ее демонстрационными опытами. В перерывах у них есть возможность поработать с экспонатами самостоятельно.

Заказывают уроки и для самых маленьких — из детских садов. Малыши еще не знают, что такое физика, но их уже настраивают на то, что это увлекательная наука. Кроме того, Валерий Горковенко часто организует лабораторные конкурсы. Впрочем, со временем он понял, что групповые занятия подходят не всем.

— На занятиях есть дети, у которых не получается отгадать головоломку, и они через минуту уходят. А есть те, что просидят над ней 20 минут, но сделают. Последних немного, как правило, два-три ребенка. Для них мы начали работать в каникулы и по выходным. В это время к нам могут дети прийти самостоятельно или с семьей, посвятить неограниченное время изучению экспонатов и сделать свои маленькие открытия, — говорит преподаватель физики.

После занятий гости получают домашние задания. Разумеется, не менее увлекательные: приморозить кружку к табуретке в тепле, перевернуть емкость с водой, прикрытую бумагой, не расплескав, и прочее.

Мечты физика

Стоит такое посвящение в юные физики 150 рублей. Все опыты доступны и наглядны.  Каждый опыт Валерию Горковенко помогает объяснить маленький помощник — мудрая Сова. Она смотрит своим умным взглядом на школьников с пояснительной бумажки и подсказывает, что нужно делать. Некоторые экспонаты продублированы, например, арочный мост можно собрать из достаточно легких фанерных элементов, и пройтись по нему, не обрушив. Похожую модель можно собрать на столе из небольших деревянных кубиков.  Так каждый ребенок может стать не только активным наблюдателем, но и «автором» работы некоторых экспонатов.

— Конечно, важно показывать школьникам и что-то зрелищное, чтобы запоминалось. Например, я кладу на голову одного из детей учебник физики за седьмой класс, сверху кирпич и разбиваю на всем этом молотком грецкий орех. Разумеется, это не больно. Особой популярностью пользуется светящийся «молниями» шар-трансформатор Тесла. Самые же маленькие, как правило, поражаются даже тому, как можно получить электричество из простой картошки.

Были в этом музее и чиновники. «Инспекторам» пришкольного музея предлагается пройти шуточный детектор лжи, прислонив руки к измерительному прибору.

— На самом деле принцип такой, что если руки влажные, показатели зашкаливают. Но у политиков они, как правило, сухие, — улыбается Горковенко.

Но останавливаться на этом 58-летний учитель физики не намерен. Теперь у него новая мечта — создать культурно-просветительный центр — Дом занимательной науки. Однако здесь без государственной помощи не обойтись. Пока же ее нет. Вместе с тем мечтает Валерий Горковенко и просто расшириться. На сегодня он считает это необходимым.

— Мы можем сделать лабораторию еще более доступной, но тогда понадобится другое помещение. Там мы могли бы разместить демонстрационный зал для уроков на 30 квадратов и зал с экспонатами еще на 200. Кроме того, как вы заметили, у нас много зрелищных оптических экспонатов, тот же трансформатор Тесла. Их лучше демонстрировать в отдельном темном помещении, — рассказывает учитель физики.

Пока же волшебство происходит в небольшой классной комнате. Однако это нисколько не умаляет значимости происходящего. Ведь если хотя бы два человека из класса нашли после такого необычного урока в физике что-то свое, а придя домой, забыли про компьютеры — это дорогого стоит. Ныне, думается, многие стали забывать, что в реальном мире гораздо более интересного, нежели в мире виртуальном.

Подробную информацию о местонахождении и графике работы музея можно получить на сайте umnikum03.ru

Марина Игумнова, «Номер один». 

^