04.02.2004
Сейчас, наверное, трудно установить, кто первый в Бурятии решил использовать для торговли железнодорожный или морской контейнер, но это решение стало настоящим прорывом в местном маркетинге. Буквально за несколько месяцев в республике появилось большое количество рынков, состоящих из железных коробок.
Опт мелкий — преимущества крупные
Для обустройства точки не требовалось капитальных вложений, достаточно было оборудовать контейнер деревянной стеной с дверью и "запитаться" от электросети рынка, на котором арендовалось место. Естественно, минимум расходов положительно сказался на ценообразовании. Но немногие задумываются над тем, как организована торговля в таких местах, насколько она соответствует государственным требованиям и нормам, в том числе санитарным, насколько безопасно приобретать продукты, которые продаются во временно приспособленных для таких целей контейнерах. Ведь промерзающая зимой и раскаляющаяся летом железная коробка площадью 15 квадратных метров — не самое лучшее место для хранения продуктов, большинство из которых — скоропортящиеся. Представьте себе, например, качество яиц, которые пусть даже непродолжительное время находились в таких условиях, этот нежный продукт после этого может представлять настоящую опасность не только для здоровья, но и для жизни покупателя. Крупы, мука, сахар в мешках на контейнерных рынках порой хранятся в совершенно антисанитарных условиях, на строительных поддонах, всего в нескольких сантиметрах от земли.
Новые условия жизни — новая торговля
До последнего времени в Улан-Удэ существовало 6 оптовых контейнерных рынков. Власти давно обратили внимание на проблемы этих торговых площадок, было подписано несколько важных документов.
Как рассказала нам главный специалист Управления потребительского рынка Администрации Улан-Удэ Татьяна Сапунова, основанием для ликвидации контейнерных рынков послужила сама жизнь, которая идет вперед и диктует новые условия: "В свое время эти контейнеры были подспорьем для оптовиков, для индивидуальных предпринимателей, которые начинали свою деятельность тогда, когда не было рабочих мест. Власти шли на уступки, город разрешал устанавливать контейнера. В то время это было оправданно. И если бы культура обслуживания продвигалась, то, наверное, сами предприниматели стали бы изменять свою торговлю, кстати, некоторые так и сделали, не дожидаясь каких-то указаний, и поменяли свои контейнеры на павильоны".
Предпринимателей, которые не захотели сами понять и принять изменяющиеся условия, пришлось подталкивать к этому. В июле 2002 года распоряжением Администрации Улан-Удэ 915 была создана рабочая группа по созданию инфраструктуры оптовых рынков и поэтапной ликвидации контейнерных площадок, в состав которой вошли представители различных комитетов и управлений, а так же санитарных служб. В сентябре 2002 года в результате деятельности рабочей группы появилось Постановление мэрии 396 "О мерах поэтапной ликвидации торговых контейнерных площадок на территории города Улан-Удэ". В этом документе руководителям оптовых рынков указывалось снести контейнеры и установить вместо них стационарные объекты торговли. Причем оговаривались вполне конкретные сроки сноса, крайним из которых должен был стать первый день уже наступившего 2004 года. В принципе, полтора года — вполне достаточный срок не только для ликвидации неприспособленных для цивилизованной торговли контейнеров, но и для строительства стационарных объектов.
Как рассказала Татьяна Сапунова, к сожалению, некоторые рынки до сих пор продолжают работать в старых условиях, подвергая риску здоровье покупателей: "В настоящее время до сих пор работают 300 контейнеров: 146 на "Ливоне", 109 на "Молпромсервис" и 45 на площадке ГУП КСК. "Продопт" уже ликвидировал контейнеры, построив вместо них павильоны, правда, у них осталось еще 17 штук, но их скоро уберут, а вместо них обустроят автостоянку. Не решен вопрос по рынкам "Ливона" и "Молпромсервис". Руководителя последнего мы неоднократно приглашали на заседание рабочей группы, речь шла о проектно-сметной документации, на сегодня мы до сих пор не знаем, что будет там, мы даже не видели эскизного проекта. Последний срок по этому рынку стоял 5 июля, но до сих пор ничего не изменилось.
И если уж мы отказываемся от использования контейнеров при реализации автозапчастей, как это делается на рынке "Динамо" на Борсоева, то по продовольственной группе не может быть и речи о сохранении прежних условий".
Помимо угрозы здоровью потребителей решение ликвидировать контейнерные "оптовки" мотивируется транспортной загруженностью центра города. Кто хоть раз проезжал в разгар рабочего дня мимо базы "Буркоопсоюза", прекрасно понимает, о чем идет речь.
Потребитель останется при своих
Но ликвидация контейнерных площадок вовсе не означает, что крайними окажутся потребители, которых лишат возможности покупать продукты по относительно низким, оптовым ценам. Концепция развития торговли Бурятии вместо морально устаревших контейнеров предлагает современные формы организации.
По словам Татьяны Сапуновой, на потребителях все эти изменения не отразятся: "Потому что у нас нет цели ликвидировать такую форму торговли как оптовые рынки. Город не ставит задачу убрать контейнерные площадки и оставить людей без работы. Мы просто хотим, чтобы это происходило в цивилизованной форме. В любом случае вместо контейнера предпринимателям будет предложено новое место".
^