20.04.2015
С завидной регулярностью в средствах массовой информации выходят телевизионные репортажи и статьи с жалобами в адрес работы учреждений здравоохранения. Зачастую создается впечатление, что пациент полностью бесправен и обращается в редакцию как в последнюю инстанцию. Но так ли это на самом деле?
Валерий Кожевников: «Пациент должен знать свои права»

С завидной регулярностью в средствах массовой информации выходят телевизионные репортажи и статьи с жалобами в адрес работы учреждений здравоохранения. Зачастую создается впечатление, что пациент полностью бесправен и обращается в редакцию как в последнюю инстанцию. Но так ли это на самом деле? О том, какие права имеет каждый пациент и как их отстаивать, мы побеседовали с министром здравоохранения Республики Бурятия Валерием Кожевниковым. 

– Валерий Вениаминович, какой документ можно назвать настоящим Биллем о правах пациента?

– В России это Федеральный закон № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21 ноября 2011 года. В нем черным по белому написано, что каждый гражданин нашей страны, во-первых, имеет право на медицинскую помощь, во-вторых, может получить ее в том объеме, который предусмотрен программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в-третьих, может получить медицинские и иные услуги платно. 

– Какие основополагающие права пациента закреплены в законе?

– Прежде всего, пациент имеет право выбора врача и медицинской организации, в которой он хочет пройти лечение. Но есть в законе и существенная оговорка: при согласии врача (например, на прикрепление пациента с другого терапевтического участка в поликлинике) и при наличии условий в медицинской организации для оказания требуемого вида медицинской помощи. Также специалисты должны дать пациенту полную информацию о его состоянии здоровья, обо всех существующих, в т.ч. высокотехнологичных, платных, дорогостоящих видах эффективного лечения конкретной проблемы со здоровьем, а также о том, в каких учреждениях, включая федеральные центры, пациенту могут оказать помощь по его заболеванию. Альтернатива для пациента должна быть всегда, чтобы он мог реализовать право выбора, закрепленное законом. Информировать пациента точно, полно и вовремя – должностная обязанность каждого врача. Еще одним неотъемлемым правом признана диагностика, лечение, профилактика, медицинская реабилитация пациента в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям. Для облегчения боли, возникшей вследствие заболевания или медицинского вмешательства, гарантировано эффективное обезболивание и предоставление необходимых медикаментов. И, конечно, гражданин вправе отказаться от любого медицинского вмешательства.

– Куда обращаться пациенту, если он считает, что его, условно говоря, недолечили?

– Во всех спорах, касающихся оказания медицинских услуг, адвокатом пациента должна выступать страховая медицинская компания, в которой он получил полис обязательного медицинского страхования. Именно она представляет и защищает его интересы. Если у пациента с врачом возникла конфликтная ситуация, ему отказали в приеме, он недополучил медицинские услуги или лекарства, тогда может позвонить по телефонам доверия Минздрава. Обращения от пациентов городских медорганизаций принимают по телефону: 41-93-42, республиканских и районных по телефону: (3012) 44-07-62 в рабочие дни с 9 до 17 часов. Ни один звонок не остается без ответа. Специалист обязательно свяжется с пациентом и сообщит о результате рассмотрения его жалобы. 

– В век Интернета можно ли оставить обращение на сайте минздрава Бурятии?

– Адрес сайта minzdravrb.ru, в разделе интернет-приемная можно оставить свое сообщение, переписка не публикуется. Кстати, в этом же разделе оставляют не только жалобы, но и благодарности в адрес медицинских работников, поверьте, их приходит не меньше. 

– И все-таки, как министерство работает над повышением качества оказания медицинских услуг, менеджментом?

– Как и вся страна, наша республика идет по пути правового государства и качественного менеджмента. Не скрою, что все мы только сделали первые шаги, но с помощью семинаров и тренингов по эффективному общению с пациентами мы обучаем медицинских работников быть более открытыми, доброжелательными. Согласитесь, пациенту сложно оценить, качественно ему оказали медицинскую помощь или нет, он может оценить лишь то, как его встретили в регистратуре, как долго он ждал приема у врача или операции, в каких условиях проходило лечение. Зачастую, основываясь, по сути, на качестве сервисных услуг, он делает выводы о качестве медицинской услуги в целом. Подчеркну, что никто не отменял правила этикета и элементарной вежливости и со стороны пациентов. 

– Как известно, права влекут за собой и обязанности. Что обязан делать пациент?

– Самая главная обязанность пациента, которая закреплена Федеральным законом № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», – забота о своем здоровье. Казалось бы, парадокс, но это так. Гражданин на законодательном уровне несет ответственность за собственное здоровье. Закреплены законом и другие его обязанности: прохождение медицинских осмотров, соблюдение режима лечения, назначенного врачом, правил поведения в медучреждении. Еще один немаловажный факт: пациенты, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой. 

- Спасибо за беседу! 

Дарья Евдокимова.

^