29.04.2015
Программа СЭР 2011-2015 года, которую принимали несколько лет назад, в условиях кризиса оказалась не совсем выполнима. По ее нынешнему варианту видно, что многие показатели оказались не по зубам нашим властям. А разница в планируемых и текущих значениях говорят о печальной экономической ситуации в Бурятии.
«Воздушные замки» не выстояли

Правительство переделывает программу социально-экономического развития

Программа СЭР 2011-2015 года, которую принимали несколько лет назад, в условиях кризиса оказалась не совсем выполнима. По ее нынешнему варианту видно, что многие показатели оказались не по зубам нашим властям. А разница в планируемых и текущих значениях говорят о печальной экономической ситуации в Бурятии. //

Не до оптимизма

Правительство Бурятии окончательно отказалась от присущего ему обычно оптимизма. По крайней мере, в краткосрочной перспективе. На последней сессии власти представили изменения в программу социально-экономического развития за 2011-2015 годы. И абсолютное большинство этих поправок меняет предполагаемые ранее цифры в худшую сторону. Причем, весьма существенно.

В относительно недалеком 2011 году власти рассчитывали, что главный показатель экономического развития Бурятии – валовой региональный продукт - к 2015 году вырастет до 227,7 миллиарда рублей. Сегодня же чиновники вынуждены констатировать, что этого порога им не достичь. И в новой программе он уже рассчитывается в объеме всего 193,3 миллиарда.

Снижаются и остальные ключевые экономические позиции. К примеру, объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета должен был составить 28,4 миллиарда. В новой версии он не поднимется выше 25,7 миллиарда – то есть снижение составит почти три миллиарда.

Еще более печальная ситуация складывается по инвестициям в основной капитал. Вместо предполагаемых 56,9 миллиарда в республику поступит 32,5 миллиарда. Грубо говоря, снижение почти в два раза.

Есть и другой показатель – инвестиции на душу населения за исключением бюджетных средств. Здесь Бурятия всегда была не на высоте. И в новом проекте СЭР он опустится с 44,8 до 21 тысячи рублей.

Все это очень легко объясняется грянувшим кризисом и экономическими проблемами, о который в 2011 году власти и не подозревали. Но факт остается фактом – планы не выполнены. И для того, чтобы через год, когда отчетный период закончится, удар в грязь лицом не был таким уж явным, власти меняют показатели сейчас.

«Необходимо учесть, что экономическая обстановка в стране и в мире кардинально изменилась, что в свою очередь требует корректировки программы. При этом главные задачи программы СЭР останутся неизменными - обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе модернизации экономики и повышения ее эффективности», - сообщала пресс-служба правительства в марте этого года, когда переработка программы только обсуждалась.

Туризм надежд не оправдал 

Но эффективность экономики республики, судя по прописанным в проекте показателям, остается под вопросом. Проседает и промышленность, и торговля, и строительство, и даже пропагандируемый экономическим блоком правительства туризм.

Несмотря на серьезное укрепление золотодобывающих производств, которые сумели подняться за счет укрепления валют, объем инвестиций в добычу полезных ископаемых вместо ожидаемых 7,8 миллиарда в этом году снизится до 4,3 миллиарда.

Не так значительно, но все-таки упадет объем отгрузки в производство пищевых продуктов, включая напитки, и табак. Здесь вместо ожидаемых 9,2 миллиарда рублей Бурятия получит только девять.

Розничная торговля просядет с ожидаемых 150,7 миллиарда до 147,1. А объем платных услуг туристам, несмотря на то, что власти анонсируют увеличение турпотока до миллиона туристов в год, снизится с трех до 2,3 миллиарда рублей. Хотя именно на эту сферу делают ставку власти республики в последние годы.

- По итогам прошлого года в регионе побывали почти 900 тысяч туристов, из них 20 процентов – иностранцы. Мы ставим планку довести эту цифру до двух миллионов человек в год. Мы приглашаем инвестором в наш регион, стать резидентами особой экономической зоны, - говорил недавно Вячеслав Наговицын, выступая в эфире одного из федеральных телеканалов.

Просело даже строительство, которое в прошлом году побило все рекорды. Хотя, возможно, в этом и кроется причина невыполнения задуманных правительством показателей. Объем работ, выпиленных в этой сфере, рухнул с 20,4 до 17,2 миллиарда рублей.

Сэкономить на дорогах 

Не сложилось у властей и в инфраструктурном плане. Так и останется не выполненным такой показатель, как доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности.

По задумке правительства к 2015 году плохих дорог должно было быть не больше 56,6 процента. В итоге власти вынуждены принимать новое значение – 58 процентов. И, несмотря на то, что разница в процентном соотношении небольшая, в километрах это совсем не мало.

Это и неудивительно. Ведь даже оптимизация бюджета, которая обсуждались на той же сессии, подразумевала сокращение расходов на реконструкцию автодороги Шергино - Оймур – Заречье и на содержание «Бурятрегионавтодора».

Тем не менее с дорогами в Бурятии не все так плохо. Хотя, конечно, вопросов остается много.

- Надо признать, что мы дороги начали строить только лет 5 назад. Сейчас мы работаем над этим системно - по 2 млрд в год тратим на эти цели. Появляются новые технологии, оборудование. Все последние дороги в хорошем состоянии благодаря и новым технологиям тоже. Сейчас технологии позволяют ремонтировать дороги не только хорошо, но и быстро, - говорил глава Бурятии в ноябре прошлого года во время интернет-конференции с жителями республики.

Не оправдала надежды и энергетическая инфраструктура. Вместо 59 километров построенных линий электропередач на текущий год запланировано только 30. А вместо 63 новых подстанций в республике построят только 25.

Таким образом, планы властей, которые они строят на годы вперед, очень часто оказываются лишь воздушными замками. Кстати, на той же сессии рассматривалась программа СЭР до 2020 года. Причем, с весьма впечатляющими цифрами. И по опыту выполнения показателей прошлых лет уже можно примерно предположить, на сколько делить все нынешние планы властей.

Владимир Пашинюк, «Номер один».

^