06.05.2015
Лишь немногие управляющие компании смогли получить лицензии в Улан-Удэ. Как считают эксперты, это вполне объяснимо: местные «управляшки» просто не привыкли работать как полагается. А сегодня необходим прямой диалог с собственником, техническое оснащение и четкая программа, которые есть далеко не у всех.
Выживут сильнейшие

Лишь немногие управляющие компании смогли получить лицензии в Улан-Удэ. Как считают эксперты, это вполне объяснимо: местные «управляшки» просто не привыкли работать как полагается. А сегодня необходимы прямой диалог с собственником, техническое оснащение и четкая программа, которые есть далеко не у всех. 

Привыкли «по старинке» 

Жесткий фильтр нового законодательства отсеял большинство управляющих компаний, которые рассчитывали получить желанные лицензии. При этом отбор прошли лишь некоторые организации, готовые к новой модели управления многоквартирными домами

Одна из таких компаний – ООО «Умный дом». Как уверяет ее руководство, процедура лицензирования стала механизмом, который подтолкнет управляющие организации к переходу на новый уровень работы и позволит навести порядок в сфере ЖКХ Бурятии.
Та часть управляющих компаний, которые не прошли отбор жилинспекции, просто не понимала или не хотела понимать свои функции. А между тем, именно их выполнение стало едва ли не главным критерием при отборе получателей лицензии.

- Управление включает в себя четыре функции: это планирование, организация, мотивация и контроль. Из тех компаний, которые не получили лицензии, ни одна не выполняла все эти функции. Они занимались только благоустройством, сбором денег, кое-каким ремонтом, и на этом все. Полного управления многоквартирным домом не было, - рассказал нам Виктор Ефремов, генеральный директор управляющей компании «Умный дом».

Если коротко сформулировать новые требования, то они сводятся к тому, чтобы «управляшки» наладили качественный диалог с собственниками домов. Учитывая, что многие привыкли работать в одностороннем порядке, задача оказалась невыполнимой. По крайней мере, для большинства таких компаний.

- Требования заключаются в том, чтобы наладить прямой диалог с собственником. Чтобы получать указания напрямую от собственника. Необходимо работать в тесном контакте с советом дома, с председателем дома, обсуждать, как это делаем мы поквартально. Квартал спланировали – выполнили. Если не выполнили - отчитались, почему не выполнили, и перенесли на следующий квартал. У нас же «управляшки», в основном, работают от себя, - говорит Виктор Ефремов.

Кроме учета мнения собственников, у многих управляющих организаций, по всей видимости, случаются проблемы с финансовым планированием. Не секрет, что из-за невнятных правил игры возникали ситуации, когда коммунальщики не выполняют свои обязанности, а деньги, которые платят собственники, уходят непонятно куда. Отсюда проблема финансовой прозрачности.

- У нас все четко прописано: что относится к зарплате, что относится к налогам. Сумма, которая должна идти на текущий ремонт, используется по прямому назначению. Но для многих управляющих компаний та программа, которая сегодня прописана в законодательстве, неприемлема. Также они считают обременяющими и договоры с ресурсоснабжающими организациями. А зачем нагружать собственника тем, что обязана делать управляющая организация? – говорит Виктор Ефремов.

К переменам готовы немногие

Тем не менее ряд компаний все-таки оказались готовы к предстоящим изменениям. И здесь немалую роль играют не только правильно сформулированные цели, но и усилия, прилагаемые для их достижения.

- Целей у управляющей компании должно быть две: это низкие и прозрачные тарифы и стопроцентное качество предоставляемых населению услуг. Способом достижения этой цели мы предлагаем сделать республиканскую пгрорамму модернизации системы управления ЖКХ. Суть ее заключается в разделении функций и тарифа. Мы предлагаем по образцу зарубежного опыта разделить функцию управления и функцию содержания. А функцию содержания разделить на две части, чтобы тариф был прозрачный, - рассказывает Виктор Ефремов.

Содержание домов по программе, разработанной специалистами ООО «Умный дом», должно включать в себя постоянную часть, содержащую минимальный перечень услуг, и переменную часть, которая включит в себя текущие ремонты. Причем вторая половина будет определяться совместно с собственником дома: что именно и в каком объеме необходимо сделать в первую очередь.

Для того чтобы реализовать подобную программу, необходимо иметь серьезное техническое оснащение. В Бурятии с этим сегодня ситуация тоже не из лучших.

- Здесь должны работать те управляющие компании, которые владеют новыми технологиями. На первых порах хотя бы простейшими. «Умный дом» на сегодня – это единственная организация, которая владеет технологией АСКУЭ (автоматическая система контроля и учета электроэнергии. – Прим. авт.). Это серьезное достижение и серьезное преимущество. Хотя в крупных городах, таких как Москва, такая система стоит уже едва ли не в каждом доме, - говорит Виктор Ефремов.

Таким образом, процедура лицензирования стала своего рода лакмусовой бумажкой, которая выявила тех, кто способен сегодня грамотно управлять многоквартирными домами, и тех, чья работа была направлена только на получение прибыли. К тому же новая система стала серьезным ударом по застарелым способам работы коммунальщиков.

- Законодательство в сфере ЖКХ постоянно меняется. А люди как работали, так и работают. Управляющие компании работают по наитию. И не хотят ничего менять. Поэтому сейчас шоковая терапия, я считаю, полезна. Те управляющие компании, которые не получили лицензии, будут вынуждены подстраиваться под новые правила и работать по закону, - считает Виктор Ефремов.

По некоторым прогнозам, после завершения всех процедур и полного перехода к новой системе в Улан-Удэ останется не больше полусотни управляющих компаний. И, по мнению экспертов, этого вполне достаточно, чтобы обслуживать все население.

Владимир Пашинюк, «Номер один».

^