13.05.2015
Почему был уволен директор МУП «Управление трамвая» и сколько осталось жить электрическому транспорту Улан-Удэ
16 апреля был уволен бессменный директор МУП «Управление трамвая» Николай Хонгоров. Ни ему самому, ни общественности это решение администрация города не смогла объяснить. «Захотели, да и уволили», – примерно такие комментарии звучали из уст представителей города. Чем провинился перед руководством Хонгоров и что значит для будущего Улан-Удэ это решение? «Номер один» предлагает свою версию происходящего.

Альтернативный путь

Объективных поводов увольнять Николая Хонгорова не было абсолютно никаких. Этот руководитель долгие годы успешно справлялся со всеми многочисленными проблемами предприятия. А 2014 год для МУП «Управление трамвая» вообще прошел удачно, впервые за много лет трамвай получил прибыль.  

«По доходам мы в плюсе – пассажиров больше, – сообщал в начале года Николай Хонгоров. – За год мы перевезли более десяти миллионов человек. Когда дороги ремонтировались, пассажиропоток увеличивался в два раза. Может, это не наша заслуга, но наша заслуга в том, что мы до сих пор есть как альтернатива». 

Когда дороги намертво вставали, люди пересаживались с маршруток и собственных машин на трамвай, и это хоть как-то спасало город от пробок. Наглядное подтверждение того, о чем наша газета неоднократно писала, – спасение от заторов на дорогах Улан-Удэ заключается в развитии нормального общественного транспорта. 

А Николай Хонгоров, по нашему мнению, человек, который нормальное развитие транспортной системы и олицетворял. На протяжении 12 лет, несмотря на целенаправленную политику мэрии на приватизацию общественного транспорта, руководимое им предприятие существовало. И это достижение вполне можно назвать героическим, имеющим огромное значение для будущего Улан-Удэ. Но после увольнения Хонгорова городской общественный транспорт целиком отдан на откуп людям, которых мы для краткости поименуем «маршрутной мафией». Это и являлось единственной причиной увольнения – нужно было расчистить «мафии» дорогу. Теперь никаких альтернатив, кроме дальнейшей деградации, у Улан-Удэ не осталось.

Город «третьего мира» 

Маршрутки как вид городского транспорта используются лишь в крайне бедных странах Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Попала в этот скорбный список и Россия. Причем у России (Улан-Удэ в частности) есть собственная специфика. Мы среди стран «третьего мира» оказались не потому, что бедные, а потому, что это выгодно определенному кругу лиц. 

Как бизнес маршрутки в Улан-Удэ представляют собой дикую смесь коррупции, криминала, паразитирования на городской инфраструктуре и эксплуатации труда тысяч водителей. Водители, то есть сами маршрутчики, в этой системе такие же жертвы, как и простые горожане, вынужденные пользоваться услугами нашего «общественного» транспорта. 

Обычная схема построения бизнеса в маршрутках такова: водитель владеет микроавтобусом, некая контора выбивает себе маршрут и ставит на него водителей. За право работать маршрутчики большую часть выручки отдают в виде дани разнообразным легальным, полулегальным и откровенно криминальным структурам. Сами же водители, чтобы выжить и хоть что-то получить, работают буквально на износ. 

Получатели дани и являются «маршрутной мафией», кровно заинтересованной в том, чтобы никакого муниципального транспорта на дорогах Улан-Удэ не осталось. Естественно, они продвигают своих людей во властные структуры и всячески лоббируют свои интересы. Руками чиновников они последовательно убивают муниципальный транспорт. Делается это просто – все муниципальные маршруты уже более десяти лет дублируются коммерческими. Тот же трамвай может сам перевезти всех пассажиров по своим маршрутам, но его законный «хлеб» отдается частникам. Это прямой экономический ущерб двум предприятиям – МУП «Городские маршруты» (которые, впрочем, давно убраны со всех рентабельных направлений) и МУП «Управление трамвая». 

Таким нехитрым образом сотни миллионов рублей на протяжении многих лет вымываются из транспортной системы столицы Бурятии. В результате муниципальный транспорт глубоко убыточен и власти города постоянно поднимают вопрос: а не закрыть ли нам вообще эти «неэффективные конторы». Вопрос о том, что, если убрать частников с параллельных маршрутов, убытки моментально превратятся в прибыль, даже не рассматривается. Ведь «мафия» хочет есть. 

Закрыть трамвай 

В ближайшее время от управления городской администрации по транспорту следует ждать чудесных инициатив по «развитию трамвая». Все планы будут снабжены красивыми словами о повышении эффективности, чудодейственными рецептами «вывода трамвая из кризиса». Верить всему этому цирку категорически нельзя. Все это от тех же самых лиц мы уже слышали по поводу «Городских маршрутов» (подробнее читайте в материале «Транспортная афера»). На самом деле все действия чиновников будут направлены на выжим в частные руки денег из МУПа, с перспективой дальнейшего его закрытия.

Первым можно предположить распродажу части земельных участков под территорией трамвайного парка. Это самый очевидный и быстрый способ монетизировать положение. Кроме того, в ближайшие несколько месяцев будет осуществлен давно готовый план по передаче вагонов в аренду частным фирмам, которые получат доступ к сбору наличности. Естественно, частники тут же перестанут платить налоги, вагоновожатые и кондукторы потеряют все социальные гарантии, а собранные с пассажиров деньги начнут уходить в неизвестном направлении. 

Все это будет высасывать из муниципального транспорта последние жизненные соки. МУП «Управление трамвая» потеряет собственные доходы полностью и окончательно переведется на бюджетное финансирование.  «Эффективные менеджеры», сделав скорбные лица, будут постоянно клянчить деньги в бюджете, пока в один прекрасный момент денег в бюджете не окажется, и тогда трамваи благополучно встанут. Земля трампарка по какой-нибудь очередной хитрой схеме окажется в частных руках, сами трамваи уйдут на металлолом. Этот сценарий в тех или иных вариациях будет реализован в ближайшие 2–3 года. Больше трамваю просто не выдержать. 

^