25.05.2015
6 и 7 мая в КДЦ «Феникс» состоялась премьера пластического спектакля «Двое на песке»
Режиссер-постановщик спектакля – Евгения Герасимова, главные роли исполняют студенты академии искусств, и посвящается он 55-летию академии. Постановки Евгении Герасимовой, бывшей артистки знаменитого театра «ЧелоВЕК», - это всегда событие. Возможно, потому что никто кроме нее в Улан-Удэ не ставит пластических спектаклей. А они всегда становятся источником новых впечатлений и переживаний.

На этот раз Евгения Герасимова вместе со своими студентами показали пластический спектакль о любви на войне по мотивам повести Алексея Каплера «Двое из двадцати миллионов». Сюжет завязан на двух главных героях. После войны жизнь возвращается в нормальное русло. И двое героев пытаются найти себя в ней. Решают бытовые проблемы, растят сына. Все как у всех, радости и огорчения. Только с воспоминаниями что-то не так. 

Название постановки, как и ее начало, ничем не напоминает войну и трагедию. Двое влюбленных, слышен шум прибоя, под ногами мягкий песок. Он сыплется сверху на сцену, добавляя некое волшебство происходящему. Однако на самом деле песок сыплется каждый раз после взрывов и попыток немцев взять катакомбы, где укрывались тысячи жителей и солдат, в том числе главные герои.

Их память в послевоенное время снова и снова возвращается к войне, ведь в те трагические дни 1942 года в Аджимушкайских катакомбах почти никто не выжил.

Чтобы понять постановку, следует обратиться к тем событиям. Оборона Аджимушкайских каменоломен длилась с 16 мая по 30 октября 1942 года и закончилась победой Германии. После поражения Крымского фронта в мае 1942 года войска Крымского фронта вынуждены были эвакуироваться на Таманском полуострове. Батальоны стали заполнять проходы каменоломен, где издревле добывался известняк.

Небольшая группа разрослась до нескольких тысяч солдат за счет отступающих солдат и жителей, бежавших из города. Когда укрытие было обнаружено немцами, туда были подтянуты дополнительные силы вермахта. Путем непрерывных атак немецким частям удалось отбросить красноармейцев внутрь каменоломен, но дальнейшие попытки взять их штурмом закончились провалом.

Катакомбы не были подготовлены для длительной осады. Не было больших запасов пищи, медикаментов, оружия и боеприпасов, а колодцы находились снаружи. Каждая вылазка за водой сопровождалась боем. По воспоминаниям бойцов, «за ведро воды платили ведром крови».

30 октября 1942 года немцы окончательно захватили катакомбы и взяли в плен нескольких живых защитников. Из примерно 13 000 человек, которые спустились в катакомбы, после 170-дневной осады в живых остались только 48.

Особенность пластических спектаклей в том, что с самого начала зритель, хочет он того или нет, ввязывается в некую игру. Здесь нет слов, здесь образы, движения и музыка. Здесь играют ассоциации и чувства конкретного зрителя. Здесь не надо понимать и знать – здесь надо чувствовать.

Как говорится, «мысль изреченная есть ложь». Ни одно слово не может передать истинный смысл. Поэтому для того, чтобы понять происходящее, возможно, слова и не нужны.

Соня Матвеева, «Номер один».

^