31.05.2015
Диктатура торговых сетей может смениться более лояльностью
В Госдуме прошел первое чтение законопроект, который, в случае его окончательного одобрения, позволит производителям в Бурятии расширить свое представительство на полках наших магазинов.  

Речь идет об отмене выплат, которые сегодня требуют ритейлеры от поставщиков и производителей за право продаваться в их магазинах. Сегодня за право появиться на прилавке нужно платить, причем много и регулярно. Если производитель не в состоянии заплатить за право продажи своего товара в торговой сети, покупатели попросту не увидят этот товар нигде.

Причем здесь есть разные варианты: отдельный тариф непосредственно за право занять место на полке, отдельный – за гарантию закупа определенного объема продукции, отдельный – за продвижение ритейлером товара именно этого производителя. Все это выливается в копеечку, и в итоге доминирующее положение на прилавках, как правило, занимают крупные корпорации, бюджет которых позволяет проплачивать услуги крупных торговых сетей.

Депутаты предлагают, наконец, отрегулировать эту отрасль, установив более честные правила игры, которые дадут возможность конкурировать за место под солнцем и небольшим производствам и предпринимателям. Этот закон может сыграть на руку производителям продуктов питания Бурятии, ведь сейчас они не могут тягаться на равных с федеральными корпорациями.

Законопроектом предлагается с десяти до трех процентов снизить размер тех бонусов, которые поставщики платят за продвижение товара и гарантии на закупку. А так называемый листинг, то есть плату за доступ на полки магазина, и вовсе запретить.

Сегодня все эти, по сути говоря, «взятки» для торговых сетей практически никак не отрегулированы. Все эти пункты могут напрямую включаться в договор поставки, что сильно осложняет жизнь небольшим товаропроизводителям. Отсюда и вечный спор производителей Бурятии и местных ритейлеров, который время от времени выходит на уровень правительства республики и Хурала.

Так, еще два года назад на одном из круглых столов местные предприниматели жаловались на слишком неподъемные условия, выставляемые местными сетями. Причина все та же – ценовая борьба, которую всегда выигрывают крупные корпорации из других регионов, а то и стран.

Местные производители жаловались на то, что торговые сети разными путями «отжимают» до 25 процентов от стоимости продукции. Это и оплата полочного пространства, и ценовые акции, и скидки. 

Правительство же, в свою очередь, может поддерживать производителей только разовыми акциями и небольшими бонусами в рамках, очерченных целевыми программами. Но ни «Сделано в Бурятии», ни подобные ей акции не открывают в полной мере прилавки торговых сетей для местных предпринимателей.

С другой стороны, если этот закон все же примут в таком виде, в каком он прошел первое чтение, то продуктовые ритейлеры понесут огромные финансовые потери. Ведь здесь закручены миллиарды рублей, а отказываться от них никому не хочется. А сейчас, в условиях кризиса, это решение может быть фатальным для многих не слишком больших торговых сетей. Такие сети есть и у нас, например, «Либерти» или «Стам», у которых и так далеко не все в порядке.

Между тем, сейчас на федеральном уровне, помимо описанных изменений, разрабатывается масштабная реформа сферы торговли. Как отмечают федеральные чиновники, грядущие поправки направлены на расширение каналов сбыта для местных производителей и на облегчение ведения торговой деятельности для малых торговых форматов.

Это все прописано в законопроекте, который разрабатывается правительством параллельно тому, что принят в Госдуме в первом чтении. Его называют более мягким по отношению к ритейлу. А значит, он менее действенный в отношении поддержки местных производителей.

Причем это только первый этап реформы торгового законодательства. В последующем власти намерены создать некий «совет рынка», который должен объединить ритейлеров и производителей.

Но пока что производители Бурятии могут только надеяться, что федеральным властям хватит смелости ограничить торговые сети и уменьшить их контроль на розничном рынке. Ведь сегодня именно ритейл диктует условия производителям. А последним приходится придумывать способы, чтобы подстраиваться под навязанные правила и сэкономить. В том числе и на качестве продукции.

Владимир Пашинюк, «Номер один». 

^