11.01.2006
С января 2006 года вступил в действие мини-каталог, содержащий ценовую информацию на японские автомобили, бывшие в употреблении. Теперь таможенные пошлины на авто будут определяться с опорой на этот документ. Разработка Дальневосточным таможенным управлением мини-каталога для "бэушных" автомобилей вызвала большое волнение среди автомобилистов. Как и следовало ожидать, оценочная стоимость автомашины, рассчитываемая с использованием нового миникаталога, стала больше. Соответственно, увеличился и размер таможенных пошлин, которые предприниматель обязан уплатить. Отразилось ли это на рынке подержанных автомобилей у нас в республике?

Подержанные "японки" по праву пользуются популярностью среди народа. В Бурятии тысячи людей давно пересели с "Жигулей" на "Тойоты" и "Ниссаны". И в основной массе своей это именно подержанные машины.

"Изменилась система начисления таможенных пошлин на ввозимые подержанные автомобили. Раньше мы рассчитывали таможенную пошлину на основании оценочной стоимости. Сейчас, с первого января, это понятие также осталось, но таблица называется каталогом. В этом каталоге прописан каждый автомобиль, каждый двигатель и т. д.", — говорит Сергей Улзытуев, директор улан-удэнской фирмы "Автореал".

На сколько долларов увеличились расходы предпринимателей, зависит от конкретной машины.

Сергей Улзытуев: "Если "Королла" подорожала на сто долларов, грубо говоря, то "Лэнд Крузер" — на три-пять тысяч долларов. Чем "круче" машина, тем больше подорожание. И, наоборот, чем машина проще, тем меньше сказывается введение нового мини-каталога. Но все равно каждую машину надо считать отдельно. Ко мне часто обращаются за советом, спрашивают — что можно купить за такую-то сумму?"

По словам нашего собеседника, среди машин среднего класса, таких как "Королла", "Корона-премио", "Камри", подорожание в основном незначительное — от ста долларов. Есть отдельные модели японских машин, на которые таможенные пошлины стали меньше. Однако таких машин мало.

Сергей Улзытуев: "Все боялись, думали, что после введения мини-каталога никто не будет покупать иномарки, будет падение. Но в итоге ничего страшного не произошло. Я думаю, что тот, кто покупает "Короллу" (а в Бурятии отмечается спрос именно на автомобили этой ценовой категории), дополнительные сто долларов найти в состоянии. По моему мнению, ввоз подержанных японских машин, спрос на них не уменьшится. Наверное, наоборот, будет с каждым годом увеличиваться, потому что наш регион все равно понемногу становится богаче.

Был момент, когда люди высказывали свое возмущение, были забастовки, оккупировали таможню во Владивостоке. Это произошло, когда предпринимателям показали первоначальный вариант мини-каталога. Не нынешний, который сейчас вступил в действие. Тот каталог предусматривал большое подорожание. Как это обычно бывает, дали команду — сделали, а о народе никто не подумал. Вот почему начался бунт, все оказалось не так-то просто. И очень жесткий первоначальный вариант усовершенствовали. Скорее всего, каталог будут и дальше совершенствовать, хочется, конечно, чтобы в сторону снижения".

Основные потребители подержанных "японок" — Сибирь и Дальний Восток. Владивостокская таможня растаможивает седьмую часть всех ввозимых в страну "бэушных" иномарок. Каждый месяц через Владивостокскую таможню проходит около десяти тысяч автомобилей.

Как известно, "Автореал" принимает участие в японских автомобильных аукционах. Отразилось ли введение новой системы на внутрияпонских ценах на подержанные автомашины? Как нам рассказал Сергей Улзытуев, японцы, конечно, в курсе наших нововведений. Там работают научно-исследовательские институты по вторичному рынку автомобилей. Они знают, что есть такой потребитель, который все покупает. Поэтому цены ниже не станут — смысла нет.

Что будет с ввозом подержанных иномарок в перспективе, наш собеседник предсказывать не стал. Однако о политике японских автогигантов в России ходят разные слухи. Например, говорят, что компания "Тойота" намерена открыть в России заводы по производству новых автомобилей. В таком случае вторичный рынок их интересовать уже не будет — компания уже продала эти машины один раз. На уровне правительства японцы могут пролоббировать вопрос повышения пошлин. Чтобы покупатель задумался — стоит ли брать подержанную "Тойоту", если добавив несколько тысяч долларов, можно купить в салоне новую.

Но это только перспективы. А пока бурятскому рынку подержанных "японок" удалось избежать катаклизмов.

^