11.01.2006
В прошедшие праздники ажиотаж, как это не странно, отмечался не только на петарды, шампанское и ширпотреб. У жителей Улан-Удэ наконец стал наблюдаться голод духовный. Людей, объевшихся салатом оливье и пресытившихся до тошноты "Аншлагами" и прочими Петросянами, потянуло-таки к вечным ценностям. В этом смысле передозировка телевизионной пошлости, повидимому, оказалась полезной. Читают сегодня много, активно и массово. Причем не только Донцову, но и трудную литературу. Последнюю предпочитают в виде компакт-дисков.

Среднестатистический покупатель — мужчина от 20 до 40

Прежде всего, в праздники очень активно скупали роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Для многих телевизионный фильм, показанный недавно по телеэкранам, послужил своеобразным стимулом, который сподвигнул не читавших раньше Булгакова горожан к знакомству с бессмертным произведением.

По словам Федора Чистякова, продавца одного из самых крупных книжных магазинов Улан-Удэ, сразу после того, как закончился показ сериала "Мастер и Маргарита", в их магазин поступило подарочное издание романа, сопровождаемое кадрами из нового фильма. Со страниц книги смотрели актеры, исполнившие главные роли в сериале, картинки сопровождали специальные поясняющие надписи. Но, как это ни странно, покупатели не клюнули на потенциальный бестселлер. При виде книги с картинками из кинофильма они просили обычное, классическое издание романа, считая подобные изыски лишними.

Итак, можно констатировать, что самое массовое из искусств провоцирует-таки интерес к искусству вечному. И подтверждается это с завидной регулярностью — ажиотажный спрос на Достоевского, к примеру, последний раз наблюдался после телеверсии "Идиота".

Как рассказал продавец книг Федор Чистяков, с каждым годом в их магазин приходит все больше и больше покупателей. Чаще всего книги покупают сегодня люди в возрасте от 20 до 40 лет — это самая платежеспособная часть населения, способная приобрести современные издания, средняя цена которых составляет 200—250 рублей. По неизвестной причине большей частью в книжных магазинах встречаются мужчины. Особенный наплыв наблюдался в период недавних праздников и новогодних каникул.

"Перед Новым годом и в первые дни после праздников был настоящий ажиотаж, — рассказывает продавец, — мы думали, будет спокойно, народу не до книг, но не тут-то было. Покупатели сметали с книжных полок все, начиная от лидеров продаж — последнего "Гари Поттера", "Дневного дозора", заканчивая давно любимыми многими Правдиной, Донцовой и Марининой".

Мемуары и аудиокниги предпочитают детективам

В последнее время появились в продаже и сразу же стали пользоваться огромным спросом аудиокниги — звуковое отображение содержания книг, записанное на компакт-диске. По наблюдениям продавцов, чаще всего "звуковые книги" покупают учителя и водители. Первые, скорее всего, берут их для того, чтобы не тратить время на очередное прочтение и восстановление в своей памяти особо важных фрагментов книг, необходимых им в работе. Для вторых это прекрасная возможность разнообразить дальнюю дорогу.

На компакт-диски сегодня записана и продается практически вся классика, есть немало современных писателей, хорошо покупают книги Карлоса Кастанеды, еще лучше идут западные философы и психологи.

"Например, есть у нас один постоянный покупатель, мужчина лет пятидесяти, работает водителем. Он покупает аудиокниги с трудами Шопенгауэра, Канта и Фрейда. Всегда интересуется, что ожидается в новом поступлении", — рассказывает Федор Чистяков.

Что же касается традиционной литературы, то относительно читательских предпочтений улан-удэнцев наблюдательный продавец рассказывает следующее. Люди в возрасте за 40 в последнее время стали любить публицистику, читают мемуары, книги, посвященные биографии Владимира Путина, Адольфа Гитлера, многих других известных людей, изучают воззрения на жизнь популярных певцов и музыкантов. В последние дни подчеркнуто спрашивают недавно выпущенную Иосифом Кобзоном книгу воспоминаний.

Покупатели возрастной группы около 30-ти активно изучают художественную литературу, занявшую в книжных магазинах значительную часть полок, расположенных на переднем плане. Это бестселлеры, написанные в стиле Дэна Брауна, так называемые религиозно мистические детективы.

Как ни странно, студенты сегодня больше покупают Гарри Oоттера, чем классические произведения. Но немало среди молодых улан-удэнцев и любителей альтернативной литературы. Хитом последних недель была книга Чака Поланника "Бойцовский клуб".

Пожилые женщины чаще всего покупают книги, посвященные различным оздоровительным системам вроде Норбекова, спрашивают о сборниках "Чудо-травы" и т. д. Некоторые покупают классику: Чехова и Шекспира, мужчины пенсионного возраста охотно читают книги из серии "Военные приключения".

По сравнению с другими городами в Улан-Удэ неплохо продаются дорогие подарочные книги, посвященные различным видам оружия. Продавцы связывают это с тем, что в Бурятии расположено немало воинских частей и от этого интерес к военному делу у горожан особый.

Что касается литературы, посвященной вопросам сексуального просвещения, то такую литературу покупатели приобретают с некоторой долей смущения. До сих пор даже молодые люди, у которых никто и не спрашивает, для кого они берут эту книгу, сами начинают уверять продавца, что "в подарок". Одна из недавних покупательниц магазина, держа в одной руке "Кама Сутру", а в другой "Книгу о горячем сексе", спросила у продавца, чем одна книга отличается от другой. Так как оба издания были в подарочной упаковке, рассмотреть картинки было невозможно. Девушка улыбаясь сообщила, что друзья в день рождения подарили ей деньги и взяли с нее обещание обязательно купить себе "Кама Сутру".

Интересуются литературой о лифтах, ежиках и исландском языке

К разряду самых странных запросов от покупателей Федор Чистяков относит недавнюю просьбу одного из посетителей провести его к стенду, где расположены книги о лифтах. Дети часто спрашивают литературу о ежиках, встречались студенты, которые искали словари казахского, молдавского и даже исландского языков.

Вообще за посетителями книжного магазина наблюдать очень интересно, делится с нами своими впечатлениями Федор. Вот, например, совсем недавно в магазин забежала группа очень мрачных мужчин бандитского вида, они обошли весь зал, очень шумели, перепугали покупателей и продавцов, схватили книгу об автомобиле "Ауди", расплатились и убежали. Из разговоров стремительных покупателей сотрудники магазина поняли, что они иногородние и у них сломался в пути автомобиль. Так же приходили пожилые супруги, которые искали книгу, посвященную автомобилям марки "Москвич", объяснив, что совсем недавно они приобрели машину 1956-го года выпуска и хотели бы купить справочную литературу именно об этой модели.

Странные покупатели проглатывают по несколько книг прямо в магазине

Книжный магазин просто притягивают людей, которые хотят поделиться знаниями, которые получили раньше. Эти покупатели относятся к разряду странных посетителей. Такие люди приходят в магазин, прогуливаются по залу, а потом, расспрашивая продавца о редких изданиях, начинают сами рассказывать ему все, что знают на эту тему.

"Был один вполне симпатичный молодой человек, который интересовался древними бурятскими луками. Он мог подолгу рассказывать сотрудникам магазина об этом виде оружия", — вспоминает Федор.

Встречаются среди посетителей магазина и такие любители книг, которые буквально часами простаивают у книжных полок.

"Мы уже знаем их в лицо и объясняем им, что у нас магазин, а не библиотека. На днях был один подросток, который вошел в магазин в десять утра, встал у полки с фантастикой и "уплел" за день три книги. Оказалось, парень владеет техникой быстрого чтения и совсем не собирается покупать у нас книги", — рассказывает продавец.

Вообще же сотрудник книжного магазина уверил нас, что, к его удивлению, среди жителей республики есть немало настоящих ценителей книг.

^