10.06.2015
Генеральный директор АО «Улан-Удэ Энерго» Олег Шпилевский.

Сегодня все ресурсоснабжающие компании подводят итоги прошлого сезона и готовятся к следующему. «Улан-Удэ Энерго», несмотря на присущие нашему энергорынку сложности, продолжает стабильно обеспечивать горожан электроэнергией. О том, с какими результатами компания закончила прошедший осенне-зимний период и каковы планы предприятия на ближайшие годы, нам рассказал генеральный директор АО «Улан-Удэ Энерго» Олег Шпилевский. 

- Какова Ваша карьера до назначения генеральным директором «Улан-Удэ Энерго»?

- Вся моя жизнь связана с энергетикой. После окончания Новосибирского электротехнического института я работал на севере, в Тюменской области, в частности в Сургуте в механизированной колонне № 102 треста «Запсибэлектросетьстрой». Мы там обслуживали нефтянку, строили для них линии электропередач и подстанции для кустовых насосных станций (КНС), причем разного класса напряжения – от 6 до 220 киловольт.
Потом была аналогичная мехколонна № 61 треста «Красноярскэлектросетьстрой» в Красноярском крае, а именно в Абакане, где я также строил электросети и подстанции, работая мастером, прорабом, начальником участка. Сооружали мы объекты высокого класса напряжения от 35 до 500 кВ.

В 1990 году, при реформировании электроэнергетики и выделении Минэнерго в акционерное общество, я стал начальником отдела капитального строительства АО «Хакасэнерго». Там я проработал практически до 2005 года – всего 15 лет. Потом там же был назначен заместителем директора по капитальному строительству. С 2007-го по 2009 год я работал в «МРСК Сибири» заместителем генерального директора по капитальному строительству. С 2009 года вернулся в филиал ОАО МРСК Сибири - «Хакасэнерго» на должность директора филиала, где проработал до 2011 года. Затем перешел в заместители директора этого же филиала по капитальному строительству. Там и работал до момента предложения мне должности генерального директора «Улан-Удэ Энерго».

То есть вся моя жизнь связана со строительством, эксплуатацией и развитием энергетического комплекса.

Сегодня все ресурсоснабжающие организации подводят итоги осенне-зимнего периода 2014-2015 годов. Насколько успешно справилось с его прохождением «Улан-Удэ Энерго»?

У нас в этот период были проблемы с своевременным получением паспорта готовности, в связи с задержкой поставки больших силовых трансформаторов на подстанцию 35/10кВ «Сосновая», которая стояла в плане подготовки к ОЗП. Мы получили их с задержкой, нас подвел поставщик. И паспорт мы получили на месяц позже, после того как ввели подстанцию 35/10кВ «Сосновая» в эксплуатацию.

В основном компания справилась с подготовкой энергосистемы к осенне-зимнему периоду 2014-2015 годов. Затратили на это примерно 98 миллионов по инвестициям и порядка 62 миллионов по ремонтной программе.

Горожане, наверное, отметят, что в эту зиму технологические нарушения были, но были они несущественные. Не было таких больших аварий, которые могли бы вызвать серьезное нарушение энергоснабжения города. Поэтому осенне-зимний период, считаю, компания прошла удачно.

- Как Вы оцениваете сегодняшнее финансово-экономическое состояние компании? Насколько стабильно ощущает себя в этом плане стратегическое для жителей Улан-Удэ предприятие?

- 2014 год компания закончила с прибылью. И сейчас, по итогам первого квартала, можно сказать, что компания работает стабильно. Финансовое состояние у нас не улучшилось по сравнению с прошлым годом, но те деньги, которые мы получаем за передачу электроэнергии, на сегодняшний день расходуются целевым способом именно на подготовку к ОЗП периода 2015-2016 годов. И в этом году у нас запланировано освоить 120 миллионов рублей по инвестиционной программе и 62 миллиона по ремонтной программе. Так что финансирование своих намеченных программ мы не прекращаем.

Поэтому предприятие работает стабильно, в плановом режиме. И на сегодняшний день нет никаких предпосылок для срыва при подготовке к зимнему периоду уже текущего года.

- Есть ли на сегодняшний день какие-то инвестиционные планы «Улан-Удэ Энерго» в отношении системы энергоснабжения? И каковы объемы предполагаемых инвестиций?

- В 2015 году в рамках инвестиционной программы планировалось провести полную реконструкцию нашей опорной подстанции 35/10 кВ «Центральная». Мы даже отторговали основное силовое оборудование, это трансформаторы, выключатели, и к концу года планируем получить эту продукцию. Но, к сожалению, учитывая то, что потери электроэнергии у компании на сегодняшний день составляют довольно большую величину, руководством компании принято решение выполнение СМР по ПС 35/10 кВ. «Центральная» перенести на 2016 год.

Денежные средства, которые предусматривали для этой цели, направить на систему учета для того, чтобы снизить потери, установить индивидуальные приборы учета, ввести систему АСКУЭ по самым проблемным фидерам нашего энергетического комплекса.

Именно на это сегодня направлена инвестиционная программа «Улан-Удэ Энерго», и ввода больших, крупных объектов у нас в этом году не планируется.

Также мы сейчас плотно занимаемся переводом нагрузок наших фидеров ВЛ и КЛ с собственных нужд Улан-Удэнской ТЭЦ-1, что также повысит надежность работы станции в период ОЗП 2015-2016 гг. В финансовом объеме это составляет около 20 миллионов рублей. Их также нам пришлось отвлечь от инвестиционной программы, поскольку это очень важно, для надежного электроснабжения потребителей г. Улан-Удэ. При подготовке к ОЗП эта задача приоритетная, и она контролируется министерством по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства РБ и администрацией города.

В планах компании также развитие системы учета электроэнергии и создание АИСКУЭ розничного рынка. Потому что учет нашего товара на сегодняшний день оставляет желать лучшего. И его надо налаживать, чтобы снизить потери, и чтобы деньги возвращались в компанию. Сегодня цена покупки потерь на оптовом рынке возросла, и возросла существенно. Она не предусматривается тарифом, поэтому, чтобы избежать этих убытков, мы вынуждены финансировать систему учета.

Конечно, мы будем реконструировать свои опорные подстанции и сети, но все-таки в этом году мы ставим себе задачу запустить трехгодичный контракт с 2015-го по 2017 год. на создание системы АИСКУЭ. В общей сложности стоимость данного контракта составляет 100 миллионов рублей на три года.

Хочу отметить также, что менеджмент компании нацелен на решение задачи по привлекательности для потребителей технологического присоединения новых мощностей.

Наша компания, работая в рамках постановления правительства № 861, оперативно отрабатывает все заявки потребителей для технологического присоединения в кратчайшие сроки и ищет все возможные пути для их сокращения. АО «Улан-Удэ Энерго» - компания компактная и мобильная, поэтому у нее нет никаких бюрократических заморочек и длительных согласований с какими-то вышестоящими организациями.

Потребителям достаточно обратиться в ЦОК (центр обслуживания клиентов) с заявкой и здесь же получить договор на присоединение с указанием сроков исполнения ТУ. Стоимость присоединения рассчитывается по стандартизированным ставкам, утвержденным комитетом по тарифам РБ.

- Каким образом вы работаете с тарифами? Чем отличается тарифная политика в Улан-Удэ от других регионов страны, в которых Вам приходилось работать?

- Тарифы всегда регулировались государством. Но сегодня они ограничены ростом индекса потребительских цен. То есть каждый год тариф не может расти выше индекса потребительских цен. Поэтому компании каждый год пытаются доказать свои затраты, но местный регулятор выше головы прыгнуть не может.

Кроме того, у региона такая тенденция, что здесь отсутствуют крупные предприятия. А тариф формируется следующим образом: берутся затраты всех сетевых компаний и делятся на полезный отпуск региона. Чем больше полезный отпуск региона, тем больше есть возможностей для движения тарифа.

Так как у нас основной потребитель – это население, то объем полезного отпуска не меняется, остается один и тот же. Соответственно у нас очень маленькие возможности для изменения тарифа. Это, конечно, влияет на инвестиционную составляющую компании. У нас отсутствуют деньги на развитие сетевых предприятий. Причем не только у нас, но и у «МРСК Сибири».

Служба информации «Номер один».

^