18.01.2006
Клубная культура Улан-Удэ, похоже, переживает не лучшие времена. И это несмотря на то, что наш город за последние годы пережил бум строительства новых ночных клубов. Первым таким клубом стал "Эпицентр", позднее появились еще несколько подобных заведений. Каждое из них на момент открытия заявил о себе как о месте, где будет исполняться по-настоящему качественная клубная музыка. И каждый раз, когда открывался новый клуб, многие ожидали, что появилось на самом деле что-то совершенно новое. К сожалению, ожидания не оправдались, музыка во всех клубах не отличается разнообразием и качеством.

Ди-джеи новой формации не востребованы

И дело тут вовсе не в отсутствии профессиональных ди-джеев. У нас их достаточно. Но, к сожалению, на этих диджеев нет спроса. Так, один из самых известных ди-джеев n(o)ne оказался не востребованным.

— Сейчас я нигде не играю, кроме лишь как дома да на закрытых вечеринках. Я, так сказать, абсолютно не в формате. Для меня это пока хобби, не приносящее денег. Можно, конечно же, было играть какой-нибудь "Даун Хаус" или "Давай, давай...", но я не хочу. Не могу я!

Сегодня, придя в любой из клубов города, вы не услышите ни оригинальные треки наших ди-джеев, ни вообще какой-либо качественный и новый материал. Это подтверждает один из активнейших тусовщиков Улан-Удэ Алексей Будников, который был, кажется, на всех вечеринках и во всех клубах города.

— Такая, какая сейчас играется музыка в клубах, мне не нравится. Она везде однотипная и неинтересная, не зависимо от клуба и формата DJ, резидентов клуба.

Кто-то может возразить, а зачем вообще всякие там диджейские изыски и навороты, все равно это мало кого интересует. Если публике нравится забойная долбежка псевдохауса или же утяжеленная ритмом попса, то это и надо ставить. А если ди-джей начнет играть только ему понятную андеграундную клубную музыку, то он только всех распугает. Тут могут даже вспомнить уже ставшее аксиомой выражение "покупатель всегда прав".

С одной стороны, эти аргументы верны: чтобы существовать, клубу необходимо привлекать как можно больше людей. А чтобы привлечь как можно больше посетителей, необходимо, чтобы в клубе играла музыка, которая нравится большинству. На первый взгляд, кажется, все просто: давай людям то, что модно, то, что у всех на устах, и успех не заставит себя ждать. В действительности же, видимо, в силу закона энтропии клубы, следующие этой идеологии, постепенно начинают терять аудиторию, становясь все менее интересными и цивилизованными. Создается впечатление, что все наши клубы исповедуют эту идеологию. Это и привело к тому, что в городе нет ни одного интересного места, где можно отдохнуть под нетривиальную музыку и познать что-то новое и интересное.

Сейчас, если вы захотите пойти куда-нибудь послушать и потанцевать под качественную и прогрессивную электронную музыку и встретить там множество друзей или же познакомиться с рядом интересных и творческих людей, то вряд ли вам это удастся. Ни один клуб Улан-Удэ не может похвастаться наличием постоянной и интересной аудитории и качественным контентом. В клуб сейчас ходят не для удовлетворения творческих потребностей, а из-за возможности выплеснуть накопившееся напряжение и расслабиться посредством спиртного и танцев под любую музыку, лишь бы было погромче.

Золотой век клубной культуры Улан-Удэ

Такое было не всегда, наш город еще помнит времена расцвета клуба "Александр Хаус", который в свою очередь был прямым приемником другого, ставшего уже легендой среди молодежи нашего города проекта "Time Club" на базе кукольного театра "Ульгэр". А кто-то даже помнит, что еще за года три—четыре до первых тусовок в "Ульгэре" был такой проект как "Most" — наверное, самый первый понастоящему интересный клубный проект. "Most" обьединил самых идейных ди-джеев города. Они первые начали играть актуальную клубную музыку. С этого момента в городе начала складываться небольшая, но очень важная для культурной жизни города субкультура ди-джеев. Они стали проводниками действительно современной и качественной клубной музыки, которая исполняется на лучших танцполах мира. "Александр Хаус" был последним местом, где регулярно собирались и играли лучшие ди-джеи Улан-Удэ. Эта была своеобразная кузница ди-джеев. Здесь они могли играть то, что им нравиться, пусть сначала это не всегда легко воспринималось, а многим даже не нравилось. Все равно в конечном итоге приходило понимание, что это и есть настоящая музыка. Музыка, ради которой люди и приходили на каждую вечеринку, стараясь не пропускать ни одной.

Тогда музыка действительно объединила всю творческую и активную молодежь нашего города. Вечеринки в "Time Club" и "Александр Хаус" были территорией свободы и творчества. Здесь можно было не бояться стать самим собой. Эти вечеринки были очень важны для развития и существования молодежной культуры. С закрытием проекта "Александр Хаус" в городе не осталось мест, где бы регулярно могла собираться "золотая молодежь". Под "золотой молодежью" в данном случае подразумевается не богатая, с гламурными замашками, а творческая, интеллигентная, прогрессивная и свободная. В общем, все те люди, которые не боятся быть не похожими на других и пытаются сделать что-то новое, интересное и полезное для культурной жизни города.

В ожидании Ренессанса

Со стороны кажется, что прошли золотые денечки, время расцвета клубной культуры. В действительности клубная культура продолжает развиваться. Просто она ушла, выражаясь революционным языком, в подполье. В самый настоящий андеграунд. В ди-джейской среде происходит активное бурление и брожение, появляются новые ди-джеи, а некоторые "старики", наоборот, уходят с клубной сцены. Сейчас можно констатировать, что в городе появилась замечательная плеяда молодых ди-джеев, которые очень серьезно относятся к своему делу. Ди-джеев новой формации. Их отличает инициативность и стремление самим организовывать всевозможные акции и вечеринки.

Раньше все мероприятия в основном инициировали люди, которые не имели прямого отношения к клубной музыке. Многие помнят Андрея Бородина, Максима Отнюкова и Олега Красовского, они-то как раз и явились идейными вдохновителями и главными организаторами проекта "Time Club" и клуба "Александр Хаус". Теперь все изменилось: ребята, которые являются ди-джеями, сами организовывают различные мероприятия. Так, уже второе лето подряд на берегу Байкала ди-джей Sprite и ди-джей Дейв собрали первые в истории нашей республики выездные вечеринки на открытом воздухе. В баре клуба "Сталкер" третьего января этого года проходила уже третья закрытая вечеринка под названием "Happy New Motion-2006". На этих вечеринках играли все лучшие ди-джеи города, вот их неполный список: Shmell, Morris, n(o)ne, Electron, Sprite, Nik, Oxide, Yogurt (для ди-джеев ники более актуальны, нежели имена. Большинство людей помнят их лишь по никам). Отдельно следует отметить ди-джея Yogurt, в миру Егора, одного из самых молодых и талантливых. Он настолько серьезно подходит к ди-джейскому ремеслу, что купил себе домой виниловые вертушки. У него редкая специализация, он играет в стилях hip-hop и R…n…B. Из наших ди-джеев никто больше не работает в этих направлениях клубной музыки. Учитывая сверхпопулярность в современной молодежной культуре рэпа, хип-хопа и R…n…B, Eгора ждет большое будущее.

Наверное, одним из самых заметных и активных ди-джеев последнего времени является ди-джей Sprite. Это человек, который очень много делает для поддержания и развития клубного движения. С ним у нас состоялся весьма интересный разговор на одной из закрытых вечеринок в клубе "Сталкер".

— Виталя, что ты думаешь о клубной культуре нашего города? У многих сложилось мнение, что с закрытием клуба "Александр Хаус" на карте нашего города исчезло место, определяющее клубную жизнь Улан-Удэ. Мне кажется, у "Александр Хаус" была определенная миссия. Именно посредством вечеринок в "AХ" люди могли приобщаться к мировой клубной культуре. Теперь же такого места нет, и кажется, что ничего интересного не происходит.

— Я могу возразить. Я очень рано понял одну вещь о клубной культуре. "Взрослая" клубная молодежь очень много говорит о том, что в свое время в "Ульгэре" было очень здорово. А сейчас, мол, все не так. Это очень похоже на то, как старые люди очень сильно хвалят советские времена. На мой взгляд, это все лишь потому, что они были молоды. Могу сказать, что вечеринки, которые мы организуем, ничуть не хуже тех, что были в "Ульгэре" и "AХ". Люди, которые раньше ходили в клубы и на закрытые вечеринки, повзрослели и теперь видят вечеринки с другой стороны. У них уже более взрослая позиция. Теперь они не участвуют в процессе подготовки и организации вечеринок, как было раньше.

— Да, действительно, я соглашусь с тобой. "Time Club" был очень открытым для помощи в организации и проведении вечеринок. Каждый чувствовал свою сопричастность к созданию вечеринки. Все, кто ходил в "Time Club" и в "AХ", ощущали себя членами одной большой семьи.

— Да, существует большая разница между потреблением и созиданием. Когда я в первый раз пришел в "AХ", я пришел туда за деньги, но позже стал ходить бесплатно и начал играть. Соответственно у меня изменилось восприятие вечеринок. Я стал получать гораздо больше удовольствия от них. Я считаю, что вечеринки, которые проходят сейчас ничуть не хуже, а может быть, и лучше тех, что проходили раньше. Я уверен, у нашего города большие перспективы развития клубной культуры. Мы можем все изменить.

— Что ты можешь сказать о людях, которые ходят на вечеринки?

— Мне нравится в нашей молодежи то, что она не избалована. Самое главное для них то, что каждую вечеринку они воспринимают как праздник.

Музыка, звучащая в клубе, является, наверное, самым важным элементом, определяющим его успех. Чем больше свободы дается ди-джеям, тем разнообразнее и качественнее будет музыка в клубе. На Западе люди, планируя в какой клуб пойти, прежде всего смотрят, какие ди-джеи там играют. В общем, они выбирают скорее не клуб, а ди-джея. У нас, к сожалению, люди не столь разборчивы в музыке. Нашему брату не важно, под какую музыку танцевать, главное, чтоб музыка была погромче да световые приборы покруче. Но, как показывает опыт развития большинства клубов, потакание музыкальным вкусам клиентов приводит зачастую клуб в тупик. Со временем клуб теряет постоянных клиентов, а новые, как правило, не отличаются высокой культурой и преданностью клубу. Что бы такого ни происходило, каждый клуб должен иметь продуманную музыкальную политику и талантливых ди-джеев, способных играть новый и качественный материал.

Чтобы ди-джеи развивались, им необходимо общение, обмен опытом друг с другом и, конечно же, возможность играть для людей. Чувствовать то, что они играют, находить отклик на танцполе. Связь с залом, его реакция на музыку дают колоссальный заряд энергии ди-джею. У него появляется стремление к саморазвитию, поиску новых материалов и приемов. Все это в конечном итоге дарится людям, чтобы дать почувствовать им всю радость движения тела и души под ритмы музыки.

^