08.07.2015
Вузы бьют тревогу.
Треть потенциальных абитуриентов - будущих математиков, технарей, экономистов - завалили профильный ЕГЭ. В этом году они уже никуда не поступят. «Полный провал математического образования в школе», - констатируют в университетах. Подробнее о проблемах вчерашних школьников и о том, кто в них виноват, - в нашем материале.

Умники завалили

В 2015 году выпускники школ выбирали уровень при сдаче экзамена по математике — базовый или профильный. Такое деление произошло в этом году впервые. Первый базовый уровень годился для гуманитариев, математика для которых - предмет второстепенный. В то время как профильный уровень гораздо сложнее. Он для тех школьников, что собрались поступать на технико-математические специальности: для будущих экономистов, физиков, математиков, программистов, химиков и т.д. У них-то и возникли серьезные проблемы. Более трети условно будущих математиков «завалили» профильный экзамен.

Первыми тревогу забили факультеты математического направления вузов.

- Нам начали сообщать результаты, и мы ими, откровенно говоря, шокированы, - говорит директор Института математики и информатики БГУ Лариса Антонова. - По нашим данным, процент ребят, сдавших профильный ЕГЭ по математике неудовлетворительно, в Бурятии выше, чем в целом по стране. Опозорились на всю катушку.

Нужно отметить, что официальных сводных данных по не сдавшим пока нет. Пока их 31,1 %, но идут апелляции и пр. Вместе с тем в самом региональном центре обработки информации ЕГЭ подтверждают: профильный ЕГЭ по математике написали плохо, и ниже 30 % с отметкой «удовлетворительно» цифра точно не опустится.

К слову, речь идет об огромном числе заваливших. Всего профильный экзамен сдавало в этом году 3594 человека. Даже с учетом планов немалого числа выпускников на другие регионы процент двоечников рушит уверенность всех математических факультетов вузов Бурятии. Многие откровенно опасаются, что в этом году аудитории будут пустовать.

- Несколько лет назад мы принимали едва ли не всех подряд, но в прошлом году был хороший конкурс. Сейчас же у нас более ста бюджетных мест, заявлений тоже предостаточно, но оригиналов аттестатов чуть больше десятка. И нет никакой уверенности, что ребята к нам придут, - делится своими переживаниями декан одного из математических факультетов. - А ведь помимо нас, в вузах Бурятии имеются и другие факультеты, где требуется профильный ЕГЭ по математике. Сейчас будем биться за одних и тех же. Это полный провал математического образования в школе. Все обеспокоены.

Путают сложение с вычитанием

Разумеется, такие неутешительные результаты экзамена не только огорчили вузы, но и возбудили преподавательский интерес. Что помешало выпускникам написать работу более качественно? Таким вопросом задалась и Лариса Антонова. Она лично встретилась и протестировала своих неудачливых абитуриентов.

- Я пришла к интересным, но, в общем-то, очевидным выводам. Как оказалось, двойки они получили не потому, что у них проблемы с логикой, памятью и пр. Они вроде и знают, как задачу решить, знают, например, как найти производную, площадь треугольника. Но у них тождественные преобразования на нуле. Они могут одну и ту же задачу прорешать несколько раз и получить разные ответы.

По словам Ларисы Антоновой, выпускники не могут сделать простого: поделить дробь на дробь, не умеют работать с процентами и порой даже путают сложение с вычитанием. Проще говоря, у ребят отсутствует математическая подготовка 5, 6, 7 классов. Ведь, несмотря на сложность уровня, дабы преодолеть порог, достаточно было иметь подготовку до девятого класса.

В этом, по словам опытного педагога, виновата школа.

- Лично я преподаю уже четверть века в математических классах, знаю, какие там внутренние проблемы, но подумать не могла, что все настолько плохо. И виноваты не школьники, а их учителя. Они, как врачи, должны давать клятву. Ведь, по сути, выпускают поколение, которое не может никуда поступить.

По словам преподавателя и директора института, основное зло в том, что лучших учителей переводят в старшие классы. В то время как основы закладываются в 5-7-х. Значит, министерство образования недоглядело.

Дорога в никуда

Между тем, по информации специалистов, помимо собственно ошибок в тестах, школьники допустили еще одну, роковую. Так, в приемную комиссию ИМИ после волны ЕГЭ стали поступать документы с результатами базового экзамена. Школьники не учли нововведения с уровнями экзаменов и сдали ЕГЭ «по старинке».

- Это серьезная недоработка. У них среди других экзаменов - физика, информатика, то есть речь идет явно не о гуманитариях. Они рассчитывали поступать именно к нам, но учителя не отследили, а мы их теперь принять с базовым ЕГЭ не можем. Дорога закрыта, даже на коммерцию поступить не смогут. Что с ними за год произойдет - неизвестно. Математика забывается очень быстро, - сетует директор института.

Что же касается министерства образования и науки Бурятии, то там не самые хорошие результаты по ЕГЭ не отрицают. Однако, как и в центре ЕГЭ, надеются на небольшое улучшение картины после череды апелляций. Помимо этого, как и в центре ЕГЭ, отмечают: результаты еще будут разбирать.

- ЕГЭ не для того, чтобы мы по результатам экзамена учителей наказывали. Мы будем тщательно анализировать результаты. После школам будут выданы соответствующие рекомендации по подготовке учеников, - заявили в министерстве.

Также в бурятском минобразе подчеркнули, что заявлять о глобальности проблемы все же рановато. Выводы можно будет делать в конце июля. Впрочем, судя по всему, вузы Бурятии, столкнувшиеся с перспективой конкретного недобора, это не успокаивает.

Марина Игумнова, «Номер один».

^