25.01.2006
Жизнь учащихся наполнена эмоциональной напряженностью, которая в неблагоприятных обстоятельствах может оборачиваться психологическими срывами. Специалисты утверждают, что, к сожалению, в последние годы нервные срывы среди школьников республики бьют все рекорды. К 10 классу около 50% детей имеют отклонения в развитии нервной системы, у подростков преобладают высокий уровень тревожности и переживание душевного дискомфорта, агрессивность и конфликтность поведения, снижено оптимистическое восприятие будущего. За прошедшее десятилетие зарегистрировано увеличение заболеваемости по всем классам болезней, в том числе по заболеваниям нервной системы на 15% у детей и на 23% у подростков.

Стресс как образ жизни

Сколько экзаменов приходится сдавать каждому человеку в своей жизни? Вряд ли возможно сосчитать. Очень много. Ребенок поступает в первый класс школы, и даже самое простое собеседование будет для него экзаменом. А первое соревнование или олимпиада в школе — это ли не серьезное испытание для ребенка? Постоянные контрольные работы, коллоквиумы, зачеты, публичные выступления, экзамены, экзамены, экзамены — маленькие и большие стрессы.

Многие уверены, что большое число нервных заболеваний у детей связано со школой. У нас преподавание строится по карательному принципу, когда ученик заведомо в чем-то виноват: что не выучил урок, не понял материал, выразил свою точку зрения. Если стоит вопрос: поставить 4 или 5, учитель скоре предпочтет 4. Так ему кажется более педагогично. Ребенок, мол, будет больше стараться. Эти "карательные" принципы, помноженные на растущие год от года, и для многих попросту непосильные школьные нагрузки и приводят к печальному результату. Нервная система даже способных и старательных детей не выдерживает, и они заболевают. Можно назвать еще несколько причин психологического неблагополучия. Примерно пятая часть новорожденных появляется на свет от "нехороших" родителей — алкоголиков, наркоманов, умственно отсталых. И эти "яблочки" в большинстве своем падают недалеко от "яблонь".

Нервы и психику детям, взрослым портят и социальные катаклизмы — удручающая бедность. Сегодня это особенно заметно: в некоторых школьных кампаниях ребенок, не имеющий сотового телефона, считается изгоем.

Неправильное воспитание или отсутствие оного также называется в ряду важных причин детской эмоциональной неустойчивости. Наряду с этим расшатывает нервную систему культивирование и реклама дурных привычек, мощно преобладающая над пропагандой здорового образа жизни. Печально, но факт: сегодня для большинства школьников стресс стал нормой жизни. А это ни к чему хорошему не ведет.

Гиперактивных и буйных становится все больше

Маргарита Петровна, детский психотерапевт РПНД: "В последние годы резко увеличилось количество гиперактивных детей. Это тоже своего рода нервное заболевание. Если раньше в классе таких непосед бы всего 1—2 человека, то теперь чуть ли не каждый третий ребенок гиперактивен. К нам в диспансер обращаются по несколько человек в день. Иногда детей приводят не только родители, но и учителя.

Самые распространенные поводы для обращения: у ребенка нет желания учиться, убегают из дома в поисках приключений, не находят общего языка с ровесниками, агрессивны и т. д. Причем такие дети не всегда из неблагополучных семей. К примеру, у меня один мальчик был, мать о нем заботилась, всегда хорошо одевала, а он пойдет где-нибудь одежду хорошую выбросит и оденет лохмотья. И врет всем, что у него папы, мамы нет, бедный он и несчастный. Поймают: дома отъестся, отлежится и — опять в путь. Романтику какую-то особую в этом видел. Много подобных детей у одиноких матерей, бабушек, воспитывающих внуков".

Новые русские — заводилы среди "трудных" подростков

Вот что по этому поводу думает учитель старших классов одной из улан-удэнских школ Татьяна Николаевна: "У меня большой опыт работы с детьми. Но такого как сейчас никогда раньше не было. У нас есть трудный класс (седьмой), так я туда вообще боюсь заходить. Есть там один мальчик, у него родители "новые русские", так он себя ведет, как ему заблагорассудиться, может и послать преподавателя куда подальше, может выйти из класса без разрешения во время урока. Очень вспыльчивый, я не знаю, связано ли это с нервными расстройствами, но воспитали его плохо. Он ставит себя выше других. Самое обидное, что за ним закрепился какойто авторитет, и многие ребята ему подражают. Другие ребята тоже огрызаются на каждое слово, психуют. Просто руки опускаются, честное слово".

Не секрет, что во многих школах не редки ситуации неприкрытой агрессии по отношению к учителям и к одноклассникам. Но все же случай, произошедший несколько лет назад в одной из престижных школ города, приводит в шок. Старшеклассники зажали партами молодого учителя и издевались над ним. Так как детей было много, молодой учитель сразу справиться с ними не смог. Некоторые залезали под парту, стараясь попасть ударами по ногам, потому что верхнюю часть тела было достать трудно, ведь руки были свободны. Другие, смеясь, просто кидали в него свернутыми бумажками.

К буянам детский психиатр уже привыкла: "Недавно мальчика привели к нам. Буянил, избил девочек, лез с кулаками на всех подряд. Кидался стульями. Все переломал в классе. Потом этот шестиклассник сидел на приеме у меня, демонстративно развалившись в кресле и нахально глядя в глаза. Мы "нашли" у него целый букет заболеваний. Такие случаи далеко не редкость".

Нервные срывы перестали быть привилегией взрослых

Многие думают, что нервные срывы и истерики — привилегия взрослых. На самом деле дети и подростки страдают этим едва ли не чаще, чем люди зрелого возраста. Причем, по словам Александра Верхушина, подросткового психотерапевта, чаще всего такое поведение носит демонстративный характер, а не является следствием какого-то нервно-психического заболевания: "Больше демонстративно-шантажных истерик и даже суицидов. Дети не могут простыми словами доказать свою правоту и закатывают истерики, в том числе делают поступки суицидальные — режут вены у всех на глазах, принимают таблетки, чтобы добиться своего. Что мама с папой не дают или не разрешают — добиваются таким путем".

На мой вопрос: "Если ребенок скандалит, хлопает дверью в школе, является ли это психическим расстройством или всего признак плохого воспитания?" Александр Верхушин ответил так: "И то, и другое. Это развитие психопатии и дурное воспитание. Причем воспитание — первая причина и моральных, и психических отклонений. Это взаимосвязано. Просто у родителей сейчас нет времени, чтобы нормально общаться, воспитывать своих детей. Многие работают на 2—3 работах, где уж тут воспитание".

Алла Александровна Сысуева, преподаватель с 30-летним стажем, настроена более оптимистично: "Я не думаю, что все так плохо. Мне, например, попадаются большей частью хорошие ребята, которые часто сами могут одернуть наглеца, поставив его на место". Хотя и этому учителю есть о чем сожалеть: "Моральные ценности и жизненные ориентиры, конечно, изменились. Например, раньше школьник был уверен, что если плохо учиться, то в жизни будет сложно преуспеть. Теперь многие поняли, что это не всегда взаимосвязано. Стало меньше уважения, почтительного отношения к учителям. И в моей практике были тяжелые случаи — один "нервный" ученик, восьмиклассник, после уроков пошел за школу. А там взял и спрыгнул с гаражей, поломал себе ногу. Потом обвинил в этом учителя, дескать, я из-за него это сделал. Приходили родители, возмущались".

Поколение 90-х не умеет мечтать!

Елена Николаевна: "Дети стали, как бы это сказать, более "продвинутые", в плохом смысле слова. У них свои компьютеры, сотовые телефоны, цифровые фотоаппараты. Живут они по своим каким-то понятиям. Иногда авторитет зависит от того, какой у школьника "прикид", навороченный или нет сотовый, а если оного вообще нет, то ты вообще никто. Ученик семиклассник один у меня есть, включит музыку на своем мобильнике, я ему говорю — выключи, пожалуйста, а он не выключает и говорит: "А я выключил уже". А музыка дальше играет. Как с такими детьми работать?!"

Мердыгеева Саржана, психолог, тоже считает, что одной из главных причин такой ситуации является то, что поменялась система ценностей. "Сейчас даже маленькие дети к чему стремятся? Чтобы иметь много денег. Если поспрашивать детей, подростков: "Какая у Вас мечта"? Ведь многие отвечают: "Не знаю". Или скажут: "Иметь много денег, автомобиль". И это страшно. Дети разучились мечтать. И отношения со сверстниками часто не налаживаются именно потому, что у когото все есть, у кого-то — ничего, кто "круче", тот и лучше. Общество, где главной целью ставятся деньги и все, что с ними связано, не может быть благополучным".

Интересно, что в результате своих исследований Саржана пришла к выводу, что чаще подвержены срывам, депрессии не дети из социально неблагополучного слоя, а выходцы из вполне обеспеченных семей. У них есть все, им не к чему стремиться. И, например, на вопрос — куда пойдешь учиться, когда окончишь школу? — часто можно услышать ответ: "Не знаю, родители куда-нибудь затолкают".

В любом случае надо помнить, что спокойствие и душевная гармония определяются не отсутствием проблем, а нашим отношением к приятным и неприятным событиям в нашей жизни, умением решать спорные и конфликтные ситуации. Большинство огорчений и душевных терзаний возникают из-за того, что наша реакция чрезмерна и не вполне адекватна породившему ее событию. Адекватное воспитание в семье, изменение приоритетов: сначала дети, потом заработки также в силах изменить ситуацию к лучшему. В эпоху бесконечно растущих школьных нагрузок немаловажен и пересмотр преподавателей к учебному процессу: учитель должен стать ученику не грозным инструментом кары, а советчиком и, как это не тривиально звучит, другом. В конечном счете, здоровье детей куда важнее всех знаний в мире.

^