15.07.2015
Улан-удэнцы побывали в космосе, но на орбиту не вернулись.
В столице завершился VII-й по счету фестиваль «Голос кочевников». О том, почему это было незабываемо, - в нашем материале

Осторожно в музыку шагая

В последнее время улан-удэнская публика становится все более избирательна. Несмотря на то, что мы находимся убийственно далеко от Москвы, необыкновенные музыкальные коллективы заходят к нам уже не так редко, как раньше. Во многом благодаря арт-директору фестиваля «Голос кочевников» и директору Бурятской государственной филармонии в одном лице Наталии Улановой. Этим летом ее детище покорило новых людей, явив на сцене удивительных музыкантов.

На этот раз у зрителя появилось стойкое ощущение, что он кочевал с музыкантами по разным галактикам. Как уже писал «Номер один», открылся фестиваль с музыкального подношения духовному лидеру буддистов, с чьим юбилеем совпал старт. Зрители внимали наставлениям учителя, закрывали глаза, складывали ладони. После начался концерт, наполненный звуками традиционной бурятской музыки. И вновь зритель закрывал глаза. Он знал, но еще не понимал, что его ждет. Уже на следующий день кто-то осторожно, кто-то уже с уверенностью шел навстречу музыкальным открытиям. А организаторы заботливо «раскачивали» зрителя. Начали с уже родных нашей республике грузинских мотивов и коллектива «Мгзавреби». Группа, которая в Грузии собирает стадионы, привлекла и наших земляков. Под конец многие зрители даже покидали свои места и начинали танцевать.

- Я бы не сказала, что этот коллектив стал для меня чем-то бешено новым. Они словно свои, простые. И, наверное, правильно, что именно они приняли эстафету второго дня фестиваля. Ребята безумно позитивные и наполнили нас хорошей энергетикой, не обидев качественным вокалом и музыкой, - искренне поделилась с «Номер один» меломанка Ксения Морокова.

А вот день третий для многих стал откровением. Столица Бурятии встретила Бориса Гребенщикова. Стоит ли уточнять, что его концерт состоялся при полном аншлаге. Взглянуть хотя бы издалека на легендарного БГ и услышать вживую его песни пришли представители разных возрастов и музыкальных предпочтений. Позже зрители скажут: было прекрасно, но все-таки мало. А еще посетуют на то, что не было в программе тех песен, знакомых до боли, думается, каждому. Впрочем, музыкант публику не разочаровал. В самом начале он отметил: позвали на «кочевников» не зря.
- Правильно, что на «Голос кочевников» нас пригласили. Именно кочевники мы и есть.

К слову, выступление Бориса Гребенщикова действительно не казалось чем-то инородным на бурятской сцене. Музыкант пел при лике богини Янжимы, что наполнило все особым смыслом. Когда вечер подошел к концу, казалось, следующие дни фестиваля вряд ли смогут сравниться с этим. Но зрителям еще предстояло услышать проект «Реинкарнация».

Эротика и перерождение

Об этом проекте мы уже подробно писали. Передать же словами увиденное и услышанное - довольно сложно. Скажем так: гости концерта осознали в тот день, на что способна национальная музыка. Благодаря идее организаторов и стараниям всех участников наши мотивы пережили второе рождение.

Четыре композиции прозвучали в исполнении уже полюбившегося Улан-Удэ бурятско-французкого трио UUlzalga, две композиции (одна из которых - «Ехор») были представлены в интерпретации дуэта Two Siberians. Пробраться же в самые тайные глубины музыкального восприятия зрителя должна была электронная симфония Виктора Усовича. И это удалось. Несмотря на некоторые проблемы со звуком, премьера имела успех.
Хочется также отметить ребят, которые открывали концерт - Sumeo и htrspltn- Алексея Цыренова и Ивана Хо. Их треки, на радость зрителям, можно найти в Интернете.

- Мы впервые в этом году выступаем на «Голосе кочевников». Всего нас, кстати, около 15 человек - целая команда. И мы еще покажем себя послезавтра, на нашей отдельной импровизированной площадке пикника, - обещал нам Алексей.

Так оно и было. Но предшествовал пикнику еще один концерт, который Наталия Уланова позже назовет самым незабываемым, и в беседе с «Номер один» подчеркнет некий удивительный эротизм музыки. Целую гамму чувств улан-удэнцам подарил концерт-огонь, концерт-вспышка сразу двух музыкальных команд: волшебники шотландской музыки «Волынки и Барабаны Санкт-Петербурга» и японское музыкальное шоу Aska. Сказать, что этот вечер разрывал на эмоции горожан, - не сказать ничего. Найдите их музыку, посмотрите видео, взгляните на фотографии. Под это можно заниматься медитацией, и не только.

Полный контакт

И вот, наконец, день шестой - последний. Его уже по традиции безумно ждут те, кому театральные и филармонические площадки немного чужды, кто хочет полного контакта природных и музыкальных стихий. Пикник в Этнографическом музее с каждым годом все более учит горожан неформальному отношению к окружающему. Все больше гостей приходят с пледами в рюкзаках, чувствуя себя абсолютно свободными.

К слову, сам формат пикника предполагает определенную музыку. Ее каждый год искусно подбирают организаторы. На этот раз концерт начался с иркутской группы «Шоно», под которую вполне и ехор можно было танцевать, да только зрителей все еще непросто расшевелить. Тем не менее под громкие аплодисменты гости-иркутяне уступили сцену монголам - HorseRadio. Они поделились с присутствующими также сильным кочевническим духом.

После пришла очередь зажигать толпу армянским исполнителям инди-рока - группе Nemra. Им удалось поднять толпу и заставить всех двигаться. Однако самым долгожданным коллективом этого вечера были москвичи из группы «Наадя» - одно из самых заметных явлений на независимой сцене России последних лет.

- Мы - пираты нового века, выброшенные на дно, Но! Бороздим просторы вселенной, знаешь, над нами только лишь бог,- уводила в космос толпу своим голосом солистка Надежда Грицкевич.

В завершение пикника на сцену вновь вышла кросскультурная UUlzalga. Зрители до последнего не спешили расходиться. Учитывая, что параллельно, как и было обещано, на другом конце музея «пульсировали» диджеи из Baikal Nomads, уровень восприятия музыки только повышался. Возникло ощущение, что гости пикника уже не перекочуют обратно на обычную землю. Этого не допустит и фестиваль «Голос кочевников» следующего, 2016 года. Уже начинаем обратный отсчет.

Марина Игумнова, «Номер один».

^