15.07.2015
О том, как продуктовые сети республики справляются с последствиями кризиса

Одна из сфер, которая всегда достаточно остро реагирует на кризисные явления в России, это продуктовый ритейл. Снижение уровня реальных доходов населения не может не сказываться на объемах продаж. И Бурятия здесь не стала исключением. О том, как продуктовые сети республики справляются с последствиями кризиса, нам рассказал директор по развитию и PR Группы компаний «Титан» Павел Лобанов. 

 - Экономический кризис затронул практически все сферы бизнеса и, конечно, продуктовый ритейл – в том числе и через снижение покупательской способности населения. Как чувствуют себя сети Бурятии в нынешних экономических условиях?

 - Конечно, нельзя отрицать негативное влияние кризисных явлений. В магазинах республики ощутимо падает покупательский поток, покупатель реже стал приходить. Кроме того, падает средний чек. И, соответственно, падают продажи.

 По некоторым категориям товаров наблюдается очень приличное падение. Например, снизилось потребление мяса, колбасных изделий, деликатесов, рыбы. Много товаров, по которым нет прироста.

 Падает потребление продукции собственного производства. Хотя до кризиса был тренд на увеличение объемов продаж в этом сегменте, потому что люди понимают, что это, во-первых, свежая продукция, во-вторых, она удобна для покупателя – ее просто не нужно готовить. В последние годы доля потребления готовой продукции только росла, но сейчас она сокращается. Впрочем, мы прогнозировали такую ситуацию, и поэтому работаем и корректируем ассортимент

 - Один из показателей и последствий кризисов в России – это увеличение потребления хлеба. Отмечается ли у нас это явление?

 - У нас увеличения продаж по хлебу нет. Зато, несмотря на кризис, по некоторым категориям у нас наблюдается уверенный рост в неожиданных сегментах. Например, в противовес снижению продаж замороженного мяса идет рост потребления мяса охлажденного. Сегодня республиканские фермерские хозяйства подвозят свежее мясо, и эта продукция пользуется хорошим спросом.

 Также мы видим продолжение роста продаж, например, экологически чистых и диетических продуктов. Мы сейчас планируем сейчас расширять эту категорию товаров, потому что есть покупатель, который заботится сегодня о своем здоровье, который читает на упаковке, откуда продукт и из чего он изготовлен.

 - То есть выбранная модель компании с упором на средний класс, который считается достаточно платежеспособным, себя оправдала? И каким образом она отражается на качестве товаров, интерьере и прочих моментах ведения бизнеса?

 - Мы для себя, конечно, не делим покупателей по уровню дохода. В основном делаем упор на покупателя, для которого имеет значение качество товара. Хотя по ценам тоже работаем. Понимая, что мы не одни на рынке, и цена, особенно в кризис, имеет большое значение.

 Мы изменили тактику по поиску хороших ценовых предложений. Сегодня у нас отдел закупа много работает по наполнению сегмента недорогих продуктов. Не столь брендованных, возможно, неизвестных покупателям, но доступных по цене. При этом не уступающих по качеству продуктам известных мировых брендов.

 Мы занимались этим и раньше, но не так активно. Расширяем представленность недорогого товара на наших полках. И мониторинг цен у нас проходит чаще, как и участие руководителей в ценовом комитете, где анализируем цены не только на топовые позиции, но и на многие другие товары.

 Причем, мы сегодня идем на повышение объемов закупок, чтобы добиться низкой цены. Идем на снижение своей маржинальности. Ведь не снизив наценку, потеряем еще больше в продажах.

 - В последние годы на продуктовом рынке Бурятии случилось два локальных потрясения. Это, во-первых, ситуация с «Либерти». Во-вторых, уход с рынка «Стама». Прогнозируются ли подобные потрясения в ближайшее время? И ожидается ли заход в Бурятию крупных федеральных сетей?

 - Мы были на форуме в Москве, где собирались владельцы ритейла со всей России. И там были презентации мощных российских сетей. В том числе их планы по расширению на территории страны. Наш регион в этих планах есть. И это далеко не за горами – уже в 2017 году. Сеть «Магнит» объявила о заходе сначала в Красноярск, Иркутск, а позже – в Бурятию. Скорее всего, они будут заходить путем трудного соседства, а не поглощения местных сетей.

 Но мы к этому готовимся. Обучаем персонал, изучаем новое современное торговое оборудование. Все новые магазины мы стараемся открывать по современным..
^