22.07.2015
На месте древнего острога, у берега реки Селенги состоялся VII фестиваль казачьей культуры «Единение»

Казачьи избы, шашки, нагайки, лихие казаки и их верные кони... Кто такой «атаман», во сколько нужно садиться на лошадь и как вообще стать казаком - выяснял репортер «Номер один»

На берегу Селенги…

О них часто говорят как о целой культуре, от которой остались лишь песни и пляски. Однако сегодня каждый мог убедиться, что это не совсем так. Настоящих казаков мы смогли увидеть на уже традиционном фестивале казачьей культуры. Сегодня в Бурятии он проходит в седьмой раз.

Если в первый раз, в 2009-м, казаки встречались на озере Щучьем, то теперь место выбрано особенно символичное. Как позже мне расскажет один из старейших атаманов, когда-то давным-давно здесь, близ Новоселенгинска, находилась казачья Посадская деревня, где жили казаки. Ныне местные до сих пор находят предметы быта и старинные монеты. Сегодня неподалеку открыли памятник в честь казаков, 350 лет назад основавших Селенгинский острог. Табличка на камне, установленном на высоком берегу Селенги, гласит: «Казачьим десятникам Осипу Васильеву и Гавриле Ловцову от благодарных казаков селенгинцев. …Здесь 27.09.1665 г., выбравъ угожее место, новый острог поставили и назвали его Селенгинскимъ».

Тем временем весь берег усыпали их потомки, казаки из других регионов страны и маленькие казачата. Быстро, с присущей казакам удалью, разбивая целый палаточный лагерь. Казачки наряжались к открытию фестиваля, для участия в котором зарегистрировалось почти 900 человек, в том числе казаки из Забайкальского края, Иркутской области, Приморского края и Москвы. 

Сперва - официальные речи. Одна из главных - от казачьего полковника Владимира Титова, полковника запаса, советника атамана ОКО РБ «Верхнеудинское» ЗВКО. Спикер выступил от имени председателя федерального совета казачьей партии Российской Федерации. Далее перед гостями и организаторами гордо промаршировали местные казаки. А один из казачьих коллективов представил номер, в котором тоже было зашифровано некое послание. В нем участвовали казаки, буряты в национальной одежде. Они закружили то ли в обычном хороводе, то ли в ехоре, а в конце ухватились за огромный и тяжелый подсолнух, обвязанный лентами. За этим смиренно наблюдали хмурые атаманы, сидя верхом на величественных лошадях.

- Мы сейчас своим выступлением показали дружбу наших народов, связь традиций. А подсолнух, конечно же, - это некое солнце, добро, - рассказала мне казачка Светлана Пелина. Кстати, женщина - казачка не только в душе, но и по происхождению. О родине ее родственников было упомянуто в знаменитой книге «Тихий Дон».

- Помните, там станица Вешенская? Так вот мой отец оттуда, - говорит Светлана Пелина.

Когда все слова были сказаны, настал самый торжественный момент в открытии - поднятие казачьего флага. Этой чести был удостоен старейший потомственный казак села Селендума, есаул Василий Герасимов и его 13-летний внук, кадет Саша.

Терпи, казак. Атаманом будешь.

13-летний Саша, казалось, было немного смущен большим количеством камер. Впрочем, это не мешало ему величаво пройти к флагу вместе со своим уважаемым дедушкой. Позже он еще расскажет мне, как гордится своим дедом, всем казачьим родом, традициями. К слову, Саша еще с малых лет отлично держится в седле, несколько раз сплавлялся по реке. В общем, тоже настоящий казак!

И таких вот настоящих казачат на фестивале собралось немало. После открытия фестиваля я побрела осматривать быт казаков, представленный в импровизированных избах-палатках. Вот палатка казаков из Забайкалья, вот декорированная, практически настоящая изба со всей утварью Кяхтинского района, где-то еще недоделанная и пока грустная палатка Закамны... И почти все они охраняются юными казачатами. Конечно, все они мечтают стать атаманами. Особенно восьмиклассник Иван Назимов из Большой Кудары, который намерен поступать в военное училище.

- Мои родители - потомственные казаки, поэтому с детства меня всему учат. Они мне в шесть лет рассказали о моих корнях, о том, что мой прадедушка атаманом был, - делится со мной Иван, бережно раскладывая конную амуницию.

- Вань, а что значит - настоящий казак?

- Для меня настоящий казак - воин, который защищает Родину (громко отчеканивает это слово мальчик) свою, и даже жизнь отдать готов.

Что ж, у Ивана примеров много. В семье казачонка есть еще один атаман - его дядя Александр Назимов. Ну, что ж. Терпи, Иван. Атаманом будешь.

Ансамбли - только первый шаг

Отмечу, что все до единого казаки говорили мне про защиту Родины, хотя сейчас никто и не воюет. И это несмотря на то, что уже несколько лет многие критики казачества сетуют на то, что воины превратились в плясунов и певцов. Не стал опровергать такое положение вещей и собеседник «Номер один» - первый заместитель атамана Забайкальского войскового казачьего общества, казачий генерал Александр Богданов. С ним в беседе мы затронули болевые точки казачества. В это время по степи раздавались звуки песни Розенбаума. «Только пуля казака во степи догонит. Только пуля казака с коня собьет…»

Так, по мнению Александра Богданова, ныне действительно казаки зачастую члены ансамблей. Однако это не есть плохо.

- Несколько десятилетий у нас длилось забвение. Россия забыла о казачьей культуре. Первые, кто стал помогать казачеству - работники культуры. Они стали движущей силой в возрождении казачества. Это только первый шаг, на основе этого и остальное придет. Разумеется, для той же охраны порядка нужна нормативно-правовая база, - признал Александр Богданов.

Буряты-казаки – это серьезно

Помимо проблем казачества, свойственных России в целом, есть и еще одна, характерная именно для Бурятии. О ней я узнала, подойдя к интересному строению - казачьей юрте. Там встретила уже нашего казака, из Бурятии – одного из организаторов Фестиваля, атамана станицы Селенгинская Анатолия Аксентьева.

- Есть те, кто с непониманием относится к бурятам-казакам. Якобы, это несерьезно. А то, что четыре бурятских полка встали на границу, - об этом мало говорят. Особенно важно пропагандировать вклад казаков-бурят в российскую государственность, - с обидой за своих земляков говорит русский атаман.

Дабы и гости не забывали об этом, организаторы установили на берегу реки переносную деревянную казачью юрту. Здесь, как и в традиционной юрте, две стороны - мужская и женская. Только на левой мужской стороне - шашка, нагайка и другие воинские атрибуты. Ну, и, конечно, самое главное - фотографии со сражений. Ими с 1900 года, как поясняет Анатолий Аксентьев, командование поощряло казаков.

- Вы, возможно, спросите, чем еще отличался бурятский казак от своего простого земляка? А тем, что, согласно уложению 1860 года, такой казак, увидев в расположении села незнакомого человека, обязан был бросить свою работу, донести до атамана, что на территории чужак, принять меры к его аресту, допросу и так далее.

А такому казаку, как Анатолий Аксентьев, думается, нельзя не верить. Атаманом он в станице уже восемь лет. Будучи воспитанным своим дедом, знает 65-летний атаман столько, сколько в нескольких книгах не уместится.

Как стать казаком

Пока я набиралась мудрости и удивительных историй у атаманов, начинались первые соревнования - ратные сражения и состязания по вольной джигитовке. Впереди были еще два дня, за которые судьи успели, наконец, определить лучшую казачью избу, испробовать кушанья, оценить лучшие творческие коллективы, со всей строгостью провести скачки и другие соревнования взрослых казаков, ну, и, конечно, проверить удаль казачат. Для последних провели игру «Сполох».

По итогам всех конкурсов победителем седьмого республиканского фестиваля казачьей культуры стала станица Селенгинская Селенгинского района, второе место заняла станица Верхнеудинская, и почетное третье место взяла станица Кяхтинского района. Все остались довольны. Победителям достались самые необходимые и почетные для казака призы: от шашки до лошади.
- Теперь будет с чем выступить на следующих соревнованиях, - отметил Анатолий Аксентьев.

В целом, фестиваль выдался красочным, воодушевляющим и познавательным. Впрочем, думается, оно того стоило. По словам того же гостя из Забайкалья, генерала Александра Богданова: сегодня каждое мероприятие после десятилетий забвения - историческое и имеет огромное значение.

Кстати, если вы вдруг узнали о себе как о потомственном казаке, не теряйтесь. Как пояснили «Номер один» атаманы, в каждом регионе, районе есть казачье общество. Нужно обратиться к атаману, а уж он расскажет, какие документы потребуются, дабы восстановить себя в правах и обязанностях казака. Если же в роду у вас казаков не было, но к их быту и культуре душа у вас лежит - не беда. И так можно. «Новые» казаки сегодня тоже приветствуются. Лишь бы история не умирала.

Марина Ушакова (Игумнова)

^