05.08.2015
Традиции серебряного мира Бурятии на выставке Художественного музея


В Художественном музее им. Ц.С. Сампилова открылась выставка «Серебро Бурятии», где представлены произведения XIX – ХХ веков из серебряного фонда Национального музея Республики Бурятия. 

«Чем больше украшений, тем сильнее защита» - так было принято у бурятского народа. Поэтому украшениям уделялось большое внимание. Каждый элемент имел свой смысл. Украшения буряты любили громоздкие, богато оформленные и желательно из серебра. Именно этот вид металла считался самым чистым и ценился дороже золота. Пожалуй, самая дорогая (в прямом смысле слова) выставка расположилась в «серебряном» зале Художественного музея. Ее открытие связано с объединением двух фондов – Художественного музея и Музея истории Бурятии, что дало возможность представить серебряный мир Бурятии шире и богаче.

«На самом деле выставка намного шире по своему содержанию обозначенного названия «Серебро Бурятии», - говорит Татьяна Бороноева, директор Национального музея РБ. - Здесь представлены не только серебряные украшения, но и предметы декоративно-прикладного искусства, а также уникальные архивные фотографии 19-20 веков».

DP-479________XIX_vek__Guu.jpg  DP-535-1_2_Gozhogloo_L___Nakosniki.jpg

Экспозиция представляет собой символическое пространство юрты по принципу основного деления на мужскую и женскую половины. Открывает экспозицию витрина, в которой выставлены украшения конской упряжи и седло. Бурятские мастера (дарханы) всегда уделяли большое внимание изготовлению и украшению конского снаряжения. Заказ на седло со стременами или другие элементы упряжи считался для мастера почетным. Что характерно для снаряжения, детали орнамента выполнены в виде солярных знаков.

В давние времена снаряжение охотника-воина состояло из колчана и налучника, позднее их заменили нарядно украшенный нож и огниво. Бурятский фольклор придавал ножу значение оберега от всего злого, а огниво символизировало приобщение к стихии огня, очищение. Когда в семье рождался мальчик, было принято дарить мужские принадлежности: нож в ножнах, лук со стрелами, седло, чтобы защитить наследника рода от «нечистой силы», пожелать ему богатства и благосостояния.

Женская половина познакомит посетителей с классическими женскими украшениями бурят забайкальского региона XIX – ХХ веков, отличающиеся богатством ассортимента прикладного назначения - различные накладки, обойки для волос, вариативное многообразие височно-нагрудных, нагрудных, наплечных, поясных украшений, колец, серег и браслетов, а также комплекс костюма с украшениями женщины из племени сартулов. 

Человек, надевавший на себя полный комплект украшений, обретал внутреннее достоинство, ощущал себя центром вселенной. Декоративные предметы прикладного назначения, которые бытовали в хозяйстве бурят, исполнены технически безупречно и с большим художественным вкусом.

Serebro027.jpg DP-110______Chagdurov_D_Ch_Nagrudnoe_ukrashenie_2.jpg

Один из любимых бурятами видов драгоценных камней - коралл. Причем, буряты любили коралл не темного цвета, а ближе к оранжевому. В украшениях особо ценился подбор камней, когда драгоценные камни подбирались одного размера. Коралл в Бурятии не добывался. Он мог быть только привезен, чаще всего из Индии через Монголию. За один камень могли отдать корову или теленка – самое ценное, что было в бурятской семье. Бурятский народ также любил янтарь. Его обменивали у семейских староверов, которые привезли янтарь из центральной части страны.

Важный элемент в бурятском наряде – головной убор. Голова считалась важной частью тела, ведь отсюда мог выйти дух, поэтому к подбору головного убора относились внимательно. Голова должна быть закрыта. И шапка имела конусовидную форму по аналогии с юртой. Завершало головной убор дэнзэ (навершие), оно символизирует солнце. Еще один богатый и красивый элемент защиты – шкатулки гуу, которые бурятки носили на груди. В гуу обычно клали мантры или священные травы.

Волосы же считались элементом, связанным с чем-то потусторонним, поэтому всегда прикрывались. На выставке представлен праздничный вариант – серебряные накостницы. 

На женской половине выставке также представлены ковры из конского волоса. Конский волос обладает высокой антисептичностью, он не мокнет, и потому был обязательным атрибутом в доме бурятской семьи. 

В 80-е годы благодаря художнице Светлане Ринчиновой изделия из конского волоса получили высокохудожественное развитие как вид декоративно-прикладного искусства. И сейчас можно видеть гобелены из конского волоса, занавесы и т.д. На выставке представлено традиционное плетение авторства Баярмы Дамбиевой.

Расписные сундуки – еще один традиционный элемент, стоявший в любой юрте. Как правило, невеста, приходя в дом мужа, привозила с собой такие сундуки. Как продолжение традиций ювелирного искусства XIX века на экспозиции представлены авторские произведения знаменитых чеканщиков первой половины ХХ века. Произведения современных мастеров характеризуются гармоничным синтезом современной функциональной необходимости и традиционной архитектоники, и декора. Экспозиция дополнена уникальными фотографиями конца XIX века и самобытными орнаментами первого профессионального бурятского художника Ц. Сампилова.

«Мы планируем сделать эту экспозицию постоянной, - говорит Татьяна Бороноева. – С 1 сентября будем проводить занятия для школьников и рассказывать более подробно про каждый орнамент».

Соня Матвеева, «Номер один». 

^