12.08.2015
250-летие празднования прихода семейских Забайкалья ознаменовалось ярким праздником

Здесь мы узнали, откуда появилась знаменитая семейская кичка, когда пришли семейские в Бурятию, откуда они пришли и что им пришлось вынести по дороге в далекую Сибирь. Несмотря на века гонений и лишений, а точнее вопреки этому, семейские не только выжили, но и сохранили свою культуру, религию, говор и быт.

Первые «новопоселенные ис поляков с их семейством» прибыли в Бурятию в 1765 году. Об этом пишет в своей книге доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН, академик Петровской академии науки и искусств, заслуженный деятель науки Бурятии и России, заслуженный работник культуры Бурятии Фирс Болонев. 

- Я нашел эти документы в архиве Бурятии и Иркутска, из них следует, что первые староверы прибыли в Бурятию в 1765 году, - рассказывает Фирс Болонев.

Другой ученый, кандидат исторических наук Василий Пыкин, утверждает, что праздновать 250-летие необходимо через год, потому что, по его мнению, в документах о переселении старообрядцев в Бурятию «закралась ошибка» и первые поселенцы прибыли сюда в 1766 году. Однако спор этот оставим ученым, потому что, какие бы споры ни велись о дате переселения, есть список тех семей, которые прибыли сюда первыми. В этих списках есть фамилии, звучащие в Бурятии до сих пор. Может, кто-то из читателей найдет своих далеких предков. Вот, например, в Тарбагатайскую слободу прибыли: Калашниковы, Яковлевы, Осиповы, Чебунины, Ефимовы. В Куйтунской деревне обосновались: Трифоновы, Козозаевы, Ерафеевы, Анисимовы и многие другие. В Куналейской деревне обустроились: Еремеевы, Белоусовы, Солодуховы, Ерофеевы, Сластины, Гусляковы, Кравцовы, Медведевы, Кушнаревы. В Десятниково прибыли: Григорьевы, Пыкины, Вишняковы. В Бурнашевскую деревню приехали: Ефремовы, Дорофеевы, Родионовы.

Стоит отметить, что это лишь немногие из более чем 250 фамилий первопоселенцев. Учитывая, что прибыли они с женами и детьми, то человек насчитывалось больше 300.

Прослеживая историю семейских Забайкалья, отчетливо видна их непростая судьба. После непринятия староверами нововведений в православной церкви по указу царя Алексея Михайловича и патриарха Никона староверов объявили вне закона. Сторонники церковной реформы стали преследовать их за убеждения, начались казни, пытки, четвертования, гонения. Отлично демонстрирует события той эпохи картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова», где женщина, закованная в кандалы, поднимает над толпой руку в старообрядческом «троеперстии».

Спасаясь от преследований, старообрядцы бежали в земли Белоруссии, Украины и Речи Посполитой, где их не преследовали по религиозным убеждениям. Отсюда пошли польские фамилии нынешних семейских. Отсюда же пошла и знаменитая кичка. Оказывается, женщинам понравились турецкие тюрбаны, которые они просто переделали на свой манер и стали повязывать голову. Вообще, поверья, связанные с кичкой, демонстрируют забавное слияние православных обычаев с какими-то древними языческими верованиями. Так, старообрядцы считали, что волосы женщины способны собирать в себе некую магическую энергию, и как только женщина выходила замуж, ей надевали кичку, чтобы не «выпадал из-под нее ни единый волосок». Потому что молодая жена могла принести на волосах в дом мужа «лихо». И в подтверждение этого нам даже спели частушку: «Ой, кичка моя, кичка ты рогатая, Ты спаси меня, родная, от колдуна проклятого».

Однако жить спокойно на землях Польши, Украины и Белоруссии старообрядцам не дали, было принято решение о переселении их в Сибирь. Некрасов в поэме «Дедушка» написал об этом следующее: «Горсточку русских сослали в страшную глушь за раскол, землю да волю им дали…». И этого им хватило с лихвой: «…новое чудо нашли: жители хлеб собирали с прежде бесплодной земли».

Семейские довольно быстро привыкли к суровым условиям жизни в Сибири и, подружившись с местным населением, создали здесь свои неповторимый быт, признанный уникальным во всем мире. Так, например, Тарбагатайский семейский этнографический ансамбль «Судьбинушка» в 2001 году стал лауреатом премии имени Пятницкого, обладатель звания «Живые сокровища», присужденного ЮНЕСКО.

7 и 8 августа этого года старообрядцы Бурятии широко отмечали свой 250-летний юбилей. Начался праздник в Этнографическом музее народов Забайкалья, а в воскресенье гостей встречали в Тарбагатае. Среди гостей были министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков, заместитель председателя правительства Республики Бурятия по социальному развитию Владимир Матханов, заместитель руководителя Администрации по развитию гражданских инициатив Михаил Харитонов. Всех их с радостью встретили хлебом-солью, и песнями на горе «Каменный Лев». А затем повели-закружили по улочкам Тарбагатая в песнях и плясках семейские и казаки. Нарядные улицы заставили столами с угощениями. Когда гости все-таки дошли до конца улицы, то оказались в самом в центре большой ярмарки. Здесь глаза разбегались от разнообразия угощений и поделок местных мастеров. Здесь же веселили народ радостные скоморохи. Для детей поставили большие деревянные качели. А чуть поодаль стояли чурки с топорами, они ждали умельцев, которые на празднике топора сделают из обычной чурки что-то необычное. 

Очень жалко было покидать яркий праздник и окунаться в будни. Однако спустя каких-то 50 лет гости опять соберутся на очередной юбилей. И хочется надеяться, что и через 50, и еще через 250 лет потомки сохранят и традиции, и память об истории семейских Бурятии.

Елена Медведева, для «Номер один».

^