15.02.2006
Каждому из нас, кому-то чаще, кому-то реже приходится выступать в роли пассажира общественного транспорта. И каждый может рассказать по этому поводу много интересного. Особенно пассажиры "маршруток". По сравнению с другими средствами передвижения "маршрутки" появились у нас в городе относительно недавно, но уже завоевали своих многочисленных поклонников, впрочем, как и недоброжелателей.

По словам сотрудников ГИБДД, большая часть ДТП на городских дорогах происходит по вине "маршрутчиков". Ведь в погоне за длинным рублем водители микроавтобусов идут на обгон, подрезают других, создавая на дороге аварийно-опасные ситуации. Так, за 2005 год зарегистрировано около 1000 ДТП с участием водителей-перевозчиков. За тот же срок зарегистрировано 10 000 случаев нарушения правил дорожного движения. 200 водителей задержаны в состоянии алкогольного опьянения.

Но пассажиров, предпочитающих именно этот вид транспорта, было и будет всегда предостаточно. Преимуществ у юркого "микрика" действительно много, среди которых главные - это мобильность и удобство перемещения. При этом каждый пассажир надеется и на комфорт во время своей короткой или долгой поездки. А так получается далеко не всегда и зависит как от водителя, так и от самих пассажиров. Этот материал подготовлен на основе звонков и писем наших читателей в редакцию.

Водители бьют пассажиров по лицу

Читатели сообщают, что некоторые водители настолько стараются не обращать внимания на своих пассажиров, что могут позволить себе курить, не замечая даже детей и беременных жен- щин. Менее обидно, но не менее надоедают подчас музыкальные пристрас- тия некоторых меломанов-водителей — блатной шансон ("Лесоповал" и т. д.). Вынести эту пытку безвкусицей под силу далеко не каждому.

Случаются и более серьезные неприятности. Был случай, когда шофер маршрутного такси не поленился выйти и ударить девушку по лицу только за то, что она слишком сильно захлопнула дверь. Встречаются случаи, когда пассажир, сидящий на переднем сиденье, замечает, что водитель находится явно в "обкуренном" состоянии.

Что касается оскорбительных надписей в салонах, то это вообще отдельная история. Что только не прочтешь на этих наклейках: "Жуй семечки вместе с шелухой", "Книга жалоб в следующей машине", "5 минут страха, и ты дома", "Место для худых и трезвых", "Бесплатный проезд только участникам Куликовской битвы", "Хлопнешь дверью — умрешь от монтировки". Все эти удивительно "глубокомысленные" перлы, видимо, претендуют на наличие чувства юмора у наклеившего их водителя. Хотя на деле показывают лишь его неуважение к пассажирам.

Отрадно, что на недавней встрече городской администрации с прессой заместитель мэра Александр Козлов обещал бороться с этим нелицеприятным явлением.

Новый способ борьбы с зайцами

Юлия, постоянный пассажир "маршруток", рассказывает следующее: "Я как-то передала деньги водителю — 10 рублей, другие тоже все передали кто по 10, кто по 100 рублей. Все ждали, когда водитель передаст всем сдачу. Но водителю взбрело в голову, что кто-то из пассажиров так и не расплатился, и он изобрел весьма оригинальный метод борьбы с неплательщиком, все пассажиры услышали весьма оригинальную фразу: "Я сдачу никому не отдам пока тот, кто не заплатил, не расплатится"! Дальнейшего развития событий Юля так и не узнала, потому что вышла на своей остановке, естественно, не дождавшись сдачи.

Наши читатели рассказывают и случаи, когда пассажир выпадал из машины, потому что водитель, не дождавшись посадки, рвался ехать дальше.

Конечно, не нужно стричь всех под одну гребенку, среди водителей маршрутных такси немало людей и добропорядочных. Иногда встречаются и очень вежливые водители. Рассказывает Татьяна: "Каждый день я езжу на 97 маршруте в п. Таежный, часто мне попадается очень вежливый водитель. Он не ленится на каждую банальную фразу: "Остановите на следующей" отвечать: "Хорошо". А потом, оборачиваясь, отвечать: "Пожалуйста". По словам Татьяны, от такого обращения всем пассажирам становится теплее, да и настроение улучшается.

Историю, напоминающую остросюжетный фильм, рассказала нам Ольга. Так получилось, что она поздно вечером возвращалась домой, когда заметила вдруг, что за ней идет группа пьяных и развязных парней. Когда девушка услышала смех и грязные словечки в свой адрес, ей стало совсем не по себе. Она побежала — преследователи тоже. Причем вокруг не было ни души (шел 12-й час ночи). Неизвестно, чем бы кончилась эта история, если бы не ехавший домой водитель 37 маршрута, который резко притормозил прямо около Ольги и крикнул: "Залезай!" Раздумывать было некогда, и девушка быстро юркнула в автомобиль. Только в салоне она поняла, как испугалась. И тут же вспомнила, что денег у нее нет. Водитель на это ответил: "Да ладно, куда тебе надо?" Бескорыстный спаситель довез даму до самого дома!

Однако такие случаи человеческого отношения водителей к пассажирам встречаются все же реже, чем негативные. Хамство в маршрутках стало чуть ли не нормой для водителей этого вида транспорта. У маршрутчиков на все замечания и претензии, как правило, ответ один: "Моя машина — что хочу, то и делаю!" Между тем водители, по-видимому, забывают, что помимо того, что машины являются частной собственностью, они еще и относятся к общественному транспорту. А, значит, обслуживание в маршрутных такси должно соответствовать этому статусу. В том числе и с этической точки зрения. Пока же получается, что пассажир в самом распространенном виде транспорта, владельцы которого делают на них серьезные деньги, остается почти бесправной жертвой. Понятно, что ситуация эта далека от нормы и ее необходимо менять.

^