09.09.2015
Режиссер Ольга Шуст уже 20 лет "оживляет" кукол

Цифра 20 для Ольги Шуст в этом году стала символичной: она пришла в театр «Ульгэр» в 20 лет и за 20 лет работы создала 20 спектаклей.

 «Муж смеется, говорит, в 20 лет вышла замуж за театр и родила ему 20 детей», - со смехом рассказывает Ольга Шуст. И, действительно, главная роль у актрисы и режиссера – это мать. Она и о спектаклях говорит, как о детях, и работает для детей.

 «Когда я училась в школе, ходила в детский театр «Родничок», - рассказывает Ольга Шуст. – И однажды наш педагог Лидия Волченкова сказала: «Кто-кто, а Оля Белова (девичья фамилия Ольги Шуст. – прим.) актрисой не станет, потому что она не умеет чего-то добиваться. А я сказала: «Нет, я стану!» И пошла, и поступила в Иркутское театральное училище. Много позже я спросила у Лидии Волченковой: «Почему Вы тогда так сказали?» Она ответила: «Я же видела, что ты хотела стать актрисой, но сомневалась».

 Это решение помогло будущей актрисе-режиссеру встать на свой путь. За все 20 лет у Ольги Шуст ни разу не было мыслей о том, чтобы покинуть театр или попробовать другую профессию: «Для меня «Ульгэр» - это родной дом. Как же я могу покинуть свой дом, свою семью?!».

 Ольге Шуст предлагали стать драматической актрисой, но она сразу выбрала кукол. «Я люблю кукол, - объясняет режиссер. – В них есть какая-то магия». 

 После 10 лет работы актрисой Ольга Шуст решила попробовать себя в качестве режиссера: «Я поняла, что режиссером работать мне нравится больше, потому что постоянно ищешь что-то новое, ночью не спишь, думаешь, как бы сделать спектакль».

 Идею первого спектакля – «Кот в сапогах» - подкинул режиссеру ее маленький сын Дима. Он не играл обычными игрушками, предпочитая вместо них нитки, бумажки, прищепки и т.д. Тогда Ольга Шуст поняла, как можно поставить спектакль на двоих.

 Сегодня практически вся афиша «Ульгэра», предназначенная для детей, состоит из спектаклей, поставленных Ольгой Шуст. Это и «Русалочка», «Дюймовочка», «Волшебный шатер» и другие. Коллеги шутят, говоря, что Ольга Шуст поставила все свои любимые сказки. 

 Самый любимый спектакль самой Ольги – «Иссумбоси». Режиссер является большой поклонницей Японии: «Япония - это такая загадка! Я все прочитала про эту страну, в том числе, множество японских сказок».
«Иссумбоси» - это японская версия известной сказки про Мальчика-с-пальчик: жили дед да баба, у них не было детей, и Бог послал им Мальчика-с-пальчик. Несмотря на то, что это спектакль для детей, он отличается драматизмом. После смерти родителей Иссумбоси приходится самостоятельно искать свой путь. Примечательно, что, посмотрев постановку, Морихиро Ивата, балетмейстер театра оперы и балета, сказал: «Я словно побывал у себя дома, в Японии».

 Ольга Шуст и в целом театр «Ульгэр» работает с самым серьезным зрителем – с ребенком. 

 «Конечно, у детей реакция интереснее, чем у взрослых, - говорит Ольга Шуст. - Их не обманешь. Бывает так, что приходишь уставшей, не хочется играть, не выспалась, устала, руки не слушаются, голоса нет. Но только видишь эти маленькие личики, которые с таким интересом на тебя смотрят, и уже вся усталость проходит, и руки начинают работать, и голос откуда-то появляется. С детьми не пройдет принцип «Не хочу, но надо». Они же думают, что ты сейчас покажешь чудо».

 По словам Ольги, у детей одно желание – забежать за сцену и схватить куклу. Иногда реакция детей сбивает с толку актеров и режиссера. «В одной сказке на сцену выходит великан, и одна девочка, увидев его, закрыла лицо с криком «Ой», и до конца спектакля сидела с закрытыми глазами, - рассказывает Ольга Шуст. – И вот где девочка сидела, там так мокро и осталось (смеется). Бывает так, что дети радуются-радуются, а потом плачут на спектаклях. И вроде бы и играть-то надо, и успокоить ребенка хочется! Материнское сердце тоже никуда не уберешь. Вот и приходится во время спектакля детей успокаивать».

 Очень эмоционально дети реагируют на отрицательных героев, иногда жалея их, иногда наоборот. «Сегодня показывали «Красную Шапочку», - говорит Ольга Шуст. – И вот волк проглотил Красную Шапочку с бабушкой и к нему идет дровосек. Вроде бы дети должны радоваться тому, что злодей будет наказан. Но они ему кричали: «Просыпайся, волк! Они тебе живот будут резать!».

 И несмотря на то, что время идет, жизнь меняется, дети остаются прежними: «Да, может, надо делать декорации ярче, но все равно смеются они над одними и теми же местами, что 20 лет назад, что сейчас. Им нужно чудо. Например, вроде бы мелочь, а они с открытыми ртами смотрят на то, как распускается цветок, который потом будет говорить».

 Сейчас Ольга Шуст работает над сказкой «Царевна-лягушка»: «Должно получиться что-то невероятное! Спектакль появится на Новый год, и он должен быть ярким, пластичным, веселым. Там будет замечательная лошадь, Кощей Бессмертный с песнями и танцами, Баба Яга, которая мечтает выйти замуж, и многое другое. Я прямо болею этой сказкой!».

 Также в планах – спектакль для самых маленьких (от 2 лет) «Теремок» и поучительная сказка с рабочим названием «Спички». Словом, чудеса продолжаются…

 Соня Матвеева, «Номер один».

^