22.02.2006
Слова "карикатура" или "шарж" ассоциируются у многих сегодня с грозным орудием, способным взбудоражить всю планету. Яркий пример — грандиозный "карикатурный скандал", вызванный публикацией карикатур на пророка Мухаммеда в одной из датских газет. Вооруженные группировки выступили даже с прямыми угрозами в адрес художников, нарисовавших пророка в оскорбительном виде. Корреспондент "Номер один" решил разыскать улан-удэнских карикатуристов и выяснить, чем питается их творчество здесь, в Бурятии.

Шаржи не должны вызывать ненависть

Оказалось, улан-удэнские художники-карикатуристы Валерий Даиндапов и Тимур Шагжин далеки от подобных страстей. Они считают, что любой художник — будь то портретист или карикатурист — не должен своими рисунками вызывать ненависть у людей.

По словам Тимура, художник должен быть в меру тактичным, не пошлым и честным. Хотя были случаи, когда на его карикатуры не на шутку обижались:

— Начал я рисовать карикатуры со своих друзей. Некоторые обижались, некоторые пытались подражать мне. Но, так, чтобы было похоже и смешно одновременно, мало у кого получалось.

Не оставил в свое время Тимур без внимания и своих школьных учителей:

— У одной учительницы было прозвище "Мышка". Она и правда была похожа на мышку, такая же маленькая, смешная. Я ее и нарисовал в виде мышки, но только по-доброму. Потом нарисовал целую серию карикатур на учителей. Ходили у нас эти листочки по рукам. Все смотрели незаметно и хихикали. Так я стал знаменитым.

Люди без лиц

Ни Тимура, ни Валерия нигде особо не учили искусству рисовать карикатуры. Рассказывает Тимур: — Было интересно самому выразить характер человека через какие-то внешние данные. Например, тот же Брежнев. Благодатная почва для карикатуры. Одни брови чего стоят.

По словам художников, главное — найти тонкую грань, чтобы было очень похоже, смешно, но не обидно. Чтобы человек сам над собой посмеялся.

Отвечая на вопрос, что тяжелее создавать: портреты или карикатуры, художники были единогласны: конечно, второе:

— Надо же придумать, как сделать остроумно, на чем акцентировать внимание, — пояснил Тимур Шагжин, — Обычный портрет, как-то привычнее, проще.

Валерий Даиндапов согласен с коллегой:

— Причем не на каждого карикатуру нарисуешь. Иногда я просто отказываюсь, когда вижу, что совершенно не за что зацепиться. Например, когда лицо обычное, распространенное, нет примечательных черт. Много таких даже среди наших политиков. Бывает совершенно серая, безликая внешность. Если яркий облик, или в нем есть какая-то изюминка, тогда легче".

— Хотя можно взяться и за таких, — дополняет Тимур, — тогда на помощь приходит род занятий человека. К примеру, если журналист, то можно нарисовать его с пером в виде штыка. Можно изобразить яркую черту характера, чтобы добиться максимальной похожести. Например, девушка постоянно хохочет, улыбается, вот я и нарисую ей таку-у-ю улыбку, что мало не покажется, и так далее.

Карикатура не может быть красивой по определению

— Акцент можно сделать на чем угодно, — рассказывает Валерий. — Главный секрет — внимательно понаблюдать за человеком. Если при работе над портретом нужно заставлять человека не шевелиться, то чтобы нарисовать карикатуру или шарж, лучше посмотреть, каков человек в движении, манере поведения, общения, и, уловив эту главную ниточку, отобразить ее в рисунке.

— Как-то нарисовал карикатуру на одну женщину, — рассказывает Тимур Шагжин. — Она была очень полная, карикатура получилась соответствующая. Она очень обиделась на меня, до сих пор не разговаривает. С тех пор я на женщин карикатур не рисую. Их труднее рисовать, ведь каждая девушка красива по-своему. А карикатуры не могут быть красивыми по определению.

Человек-памятник, завхоз и ребенок

Что касается политических карикатур, ни тот, ни другой художник никогда раньше серьезно этим не занимались. Рисунки такого рода, опубликованные в нашей газете — их дебют. Причем во всех трех рисунках больше юмора, чем сатиры. По словам Валерия, даже если он хочет изобразить кого-то в неприглядном виде, у него не получается:

— У меня все рисунки добрые, я думаю, что карикатуры нужны не для того, чтобы наказать кого-то, а чтобы вызвать добрый смех.

По словам художника, иногда над карикатурой приходится работать часами, решая, как же изобразить человека, а иногда решение приходит почти мгновенно. В отношении наших политиков это был как раз один из тех случаев, когда много размышлять не пришлось. У этих трех личностей есть яркие своеобразные черты, какая-то особенность, за которую стоит зацепиться, а остальное — уже дело техники.

Карикатуру на Леонида Потапова Валерий нарисовал быстро, на одном дыхании. Причем, по памяти.

— Леонид Васильевич ассоциируется у меня с каким-то памятником. Такой же величественный и монументальный. У него выражение лица почти никогда не меняется. Добрые, кроткие "оленьи" глаза, но в то же время постоянное грустное (как наша экономика) лицо. На этом я и сделал акцент, когда его рисовал, — поделился художник.

А вот как он прокомментировал свою работу над карикатурой на Геннадия Айдаева:

— Айдаев, как мне кажется, "пожестче". Типичный коптерщик, завхоз. У него немного колючий такой взгляд. Если посмотреть на портреты Айдаева — везде особенно выделяются глаза. В целом размытое лицо, в общем-то типично-азиатского типа. Но как только взглянешь на глаза, сразу понятно, что перед нами человек непростой. Глаза с хитринкой. Взгляд особый: видно, что человек знает себе цену, умен.

Говоря о рисунке "главбуха" республики Александра Налетова, Валерий заметил следующее:

— Первое, что я отметил сразу же: финансист и детское лицо — как-то не совпадает, не вяжется одно с другим. Какая-то несуразица что ли. Именно на этом и построена моя карикатура — на его детскости, даже озорстве, несмотря на серьезную должность.

На фоне датских карикатуристов, задевших самое святое — религию, наши улан-удэнские художники как нельзя более осторожны и сдержанны. Перед тем, как были нарисованы карикатуры на самых знаменитых политиков нашего города, художники неоднократно уточняли: "А нам ничего не будет за это? Валерий даже заметил:

— Я все-таки в такие времена вырос, когда с этим было строго.

Это еще раз доказывает, что в Улан-Удэ живет самый осторожный и миролюбивый народ...

^