16.09.2015
Современные поэты становятся звездами благодаря Интернету

Кто-то может подумать, что время поэзии на серебряном и золотом веках закончилось, и в сегодняшнем мире циничных прагматиков мало кто увлекается стихами. Однако, как выясняется, поэзия жива. Современные поэты ужасно популярны и весьма богаты. У них круглогодичные туры по России и странам СНГ, а сборники расходятся большими тиражами. Каков он – интернет-век поэзии, и как обстоят дела у нас в Бурятии? – выяснял корреспондент «Номер один».

28 сентября в Улан-Удэ со своим поэтическим концертом выступит Ах Астахова. Немногим ранее у нас несколько раз бывал Ес Соя. Многие улан-удэнцы отправлялись в соседний Иркутск, чтобы послушать Веру Полозкову. 

Все эти популярные имена объединяет Интернет - именно оттуда они и появились. Так, Астахову слава настигла после опубликования на YouTube видео, где она в домашней обстановке читает свое стихотворение «Тебя хоть там любят?», аккомпанируя себе на пианино. Ролик начал стремительно набирать количество просмотров. На данный момент его посмотрело уже более миллиона человек. С тех пор у поэтессы плотный график, насыщенная гастрольная деятельность и солидное количество поклонников.

Поэтический путь Ес Сои начался раньше: в 15 лет он взорвал Интернет, только лишь опубликовав свое стихотворение. В университет Евгений не пошел. Оно и понятно – молодой человек в столь юном возрасте получил все то, о чем другие мечтают и идут к этому годами.

Основная тенденция интернет-века поэзии в том, что сегодня можно выложить свое творение во «всемирную сеть», а наутро проснуться популярным. Однако хорошо ли это? Действительно ли можно назвать поэзией то, что выкладывается в огромном количестве на бескрайних просторах Интернета?

С одной стороны, Интернет дал шанс талантливым ребятам показать себя, не вкладывая при этом ни копейки. Они стали независимыми от критиков, рецензентов и прочих тех, кто не может похвастаться хорошим вкусом, но может красной пастой перечеркнуть твое произведение и сказать «это не подходит».

С другой стороны, такими рецензентами в Интернете являются массы. А, как известно, одобрение масс получает, как правило, то, что попроще для понимания, поярче и поскандальнее. Но, конечно, бывают и исключения.

Современный поэт – это не только тот, кто сочиняет стихи. Он еще и должен уметь, например, играть на пианино, владеть компьютерными программами, присутствовать во всех социальных сетях, обладать приятным голосом и привлекательной внешностью и самое главное – невероятной харизмой. Современный поэт – это, по большому счету, артист. 

«На сетевой поэзии выросло целое поколение, у которого свои любимые поэты, чьи имена мне ни о чем не говорят, - рассказывает Булат Аюшеев, редактор литературного журнала «Байкал». - Среда Интернета оказалась благодатной для написания стихов. Пишут все, кому не лень, появляются новые жанры, как, например, «пирожки» — четверостишия без рифмы и знаков препинания, написанные четырехстопным ямбом. В Улан-Удэ многие пишут «пирожки». Есть даже такая группа «ВКонтакте» «Пирожки в Улан-Удэ». 

В нашей республике поэтическая деятельность гораздо насыщеннее, чем может показаться, однако она происходит по большей части не в Интернете, а в реальности. Действует несколько сообществ – «ТОМА» (Творческое объединение молодых авторов»), «Литературный коворкинг», творческое объединение «Квартирник». 

Создателем «ТОМА» является Евгения Фахуртдинова и команда творческих молодых ребят, которые объединились на базе Национальной библиотеки РБ и стали проводить творческие вечера, устраивать уличные чтения, ездить по районам республики, записывать аудиоверсии стихотворений, продвигать поэтическое слово в массы. 

В сообществе «Литературный коворкинг» много прозаиков, но есть и поэты, они часто встречаются, совершенствуя, оттачивая мастерство. В «Квартирнике» пишут стихи, прозу и поют авторские песни под гитару, устраивают теплые, уютные квартирники, где делятся своим творчеством, а недавно даже организовали фестиваль.

Пишут поэты Бурятии, как и сто лет назад, о любви и поисках себя в этом мире. «Политические распри с ближайшей нам страной также находят отражение в творчестве, - говорит Елена Жамбалова, поэтесса, член объединения «ТОМА». - В воздухе витает тревога о будущем, несогласие с настоящим. А так как поэты чувствуют все тоньше, нельзя не заметить в стихах отпечаток эпохи».

Поэты из Бурятии не могут похвастаться большим количеством поклонников, тиражами сборников и плотным гастрольным графиком. Однако такой цели они и не ставят перед собой: «Популярность – это не самоцель».

«Миссия поэта – это, наверное, помочь читателю выбраться из психологической клетки, тупика, - говорит Елена Жамбалова. - Духовного коллапса. Своим стихотворением раскрыть ему эту дверь, о которую он бьется».

Единственное печатное издание, где публикуются сегодня поэты в Бурятии, – это литературный журнал «Байкал». И его редактор Булат Аюшеев уверен, что наши авторы будут, возможно, даже лучше популярных поэтов и поэтесс, вот только пиарить себя пока не научились: «Есугей Сындуев покруче Ес Сои будет. Лена Жамбалова с музыкальным сопровождением ни в чем не уступит Астаховой. Амарсана Улзытуев — самый на сегодня востребованный в России поэт из Бурятии. Гениальная, не побоюсь этого слова, Мара Маланова, Баярма Занаева - вот, кстати, кто родом из сетевой поэзии. Поэтов достойных у нас много, но из них мало кто примеряет к себе успех Сои или Полозковой. Они привыкли писать, а не исполнять свои стихи, и о концертной деятельности мало кто задумывается». 

Соня Матвеева, «Номер один». 
^