01.03.2006
С начала года цены на бензин в Бурятии повышались несколько раз, рост составил по марке Аи-92 — 3,88%, по Аи-95 — 2,6%. Сильнее всего подорожало дизельное топливо — на 5,7%. Цены на высокооктановые марки пробили рубеж в 20 рублей. Прогнозы также неутешительные: цены будут быстро расти и дальше.

По словам специалистов ОАО "Бурятнефтепродукт", сейчас цены растут из-за подорожания сырья на внутреннем рынке — нефтяники предпочитают продавать сырье за рубеж, поскольку на мировом рынке цены также стремительно растут. В ближайший месяц цены несколько стабилизируются, однако с началом посевной кампании нас ждет очередной скачок — из-за повышения спроса на нефтепродукты. С большой долей вероятности можно ожидать значительный всплеск роста осенью 2006 года, когда начнется подготовка к отопительному сезону. Таким образом, к конце года вполне возможен уровень 23—27 рублей за литр топлива. Дальнейшее поведение цен прогнозировать сложно, однако эксперты предупреждают, что в обозримой перспективе цены не только догонят мировой уровень (в США литр бензина стоит 1,5—2 доллара за литр), но и превысят его.

Почему в одной из самых богатых нефтью стране мира бензин может стоить дороже, чем в странах импортирующих углеводороды? По мнению Леонида Федуна вице-президента нефтяной компании "ЛУКойл", проблема в том, что наша нефтеперерабатывающая индустрия в настоящий момент не готова к тому, чтобы заправлять такое количество автомобилей.

— В стране резко выросло потребление моторных топлив, в первую очередь, бензина 92-й и 95-й марок. Потребления этих топлив в таком количестве в СССР не планировалось, — отмечает Леонид Федун. — Наш прогноз показывает, что начиная где-то с 2007 года в пик сезонного спроса лишнего бензина на российском рынке фактически не будет, а за пределами 2008—2010 годов Россия должна будет вообще как-то решать вопрос об открытии импорта бензина в страну. Цена такого бензина будет в районе 40—50 рублей за литр в нынешних ценах. А еще, возможно, придется вводить нормирование потребления.

Как отмечает Леонид Федун, все построенные в советское время нефтеперерабатывающие заводы устарели и работают на пределе. Новые же заводы нефтяники строить не спешат. Так что бензиновый кризис в нашей стране неминуем.


^