14.10.2015
В стенах этого необычного театра выросло не одно поколение улан-удэнцев

Особая атмосфера и состояние, в которое погружается каждый пришедший сюда, притягивало множество людей. Именно здесь ставились самые необычные постановки, проводились театральные эксперименты, зрители видели то, что не могли увидеть в других театрах. Поэтому, когда Молодежный театр на несколько лет выпал из театрального пространства, в Бурятии стало немного тусклее. Однако сейчас театр заявляет о готовности вновь открыть свои двери. И для этого есть замечательный повод - 35-летний юбилей. 

Стул и актер

Коллектив «молодежки» приготовил несколько проектов, один из которых - театральные читки, которые состоятся 16-18 октября. Именно с них начнет свою работу Молодежный театр. Несмотря на то что театральные читки периодически можно было видеть в разные времена на разных сценах Бурятии, этот театральный жанр по-прежнему малознаком бурятскому зрителю. В начале 90-х именно Молодежный театр первым освоил этот театральный жанр в Бурятии. У большинства людей возникают вопросы, что это такое, чем читка отличается от простой репетиции или спектакля, зачем они нужны, интересно ли это… 

 Здесь нет декораций, сложных костюмов. На сцене могут быть несколько стульев и актеры, которые держат в руках распечатанные пьесы и читают их. Казалось бы, что в этом интересного, однако прошедшие благотворительные читки в рамках сбора средств на лечение актрисы Анастасии Турушевой, а также мартовские читки в Молодежном театре показали, что этот театральный жанр пользуется большим интересом у зрителей.

«Когда я учился в ГИТИСе, я любил ходить в ТЕАТР. doc (московский театр документальной пьесы. - Прим. авт.), - рассказывает Артем Баскаков, один из режиссеров Молодежного художественного театра. - Именно там я впервые увидел театральную читку и был впечатлен свободой драматургов, их чувством реальности и высокохудожественным актерским хулиганством. К тому же этот театральный жанр, в первую очередь, дает понимание, как развивается современная драматургия в России и мире».

Пьесы о реальной жизни

Сегодня творит большое количество драматургов. Они пишут потрясающие пьесы, и самое главное – о реалиях сегодняшнего дня. 

«Сегодня мы не знаем, чему верить в нашем мире, - говорит Артем Баскаков. – Телевизору верить нельзя, Интернету - не всегда. Мы находимся в потерянной системе координат, всю информацию надо проверять. Современный автор в своем произведении проводит анализ действительности, он вкладывает себя, свое отношение, и это личное отношение для меня гораздо важнее и честнее, чем то, что транслируют по телевизору или в СМИ. Конечно, не все современные пьесы идеальны, но в них есть нечто живое, чего не хватает театрам». 

Шокирующие события в нашем мире, возрождение нацизма и национализма, террор, бесчеловечность – это та реальность, в которой мы сегодня живем. Как относиться к этим событиям и как их анализировать? Авторы пытаются найти ответы на вопросы в своих пьесах, а за ними режиссеры с актерами и, конечно же, зрители.  

Посоветоваться со зрителем

В Бурятии жанр театральных читок пока не развит. 
 
«Театр меняется в связи с приходом совершенно новой генерации пишущих людей, - говорит Артем Баскаков. - В нашей стране существует несколько драматургических конкурсов, например, «Любимовка», «Конкурс конкурсов» фестиваля «Золотая маска», «КолядаPlays», после которых новые пьесы становятся известными, и таким образом попадают в театры страны. Для многих городов нашей страны театральные читки современных пьес - это норма. В Бурятии же по большому счету современных авторов не знают и жанр театральной читки малознаком. Наше театральное пространство долгое время было замкнуто на самом себе. Нужно расширить эти границы. Цель читок - презентация новых текстов, обсуждение со зрителем этих текстов и впоследствии постановка самых интересных из них». 

Не стоит думать, что театральная читка – это что-то вроде репетиции. Самое главное в читках – это текст и тема, которая стоит за текстом. У режиссера и актеров цель одна – донести этот текст до зрителя. Звучит просто, но только на словах. От режиссера и актеров это требует определенного смирения, нужно отказаться от своих интерпретаций, от сложных постановочных решений.

Процесс подготовки к читкам почти такой же, как и при подготовке к спектаклю. Актер здесь задействует весь свой актерский аппарат. Одно из отличий от спектакля в том, что актеры не учат текст и не успевают применить свои наработанные штампы. Хорошая читка разыгрывается в воображении зрителя. И этот процесс может быть даже интереснее, чем в привычном формате театра. В то же время читка позволяет коллективу театра решить, стоит продолжить работу над пьесой или нет. После каждой читки происходит обсуждение со зрителями. «На обсуждениях люди высказывают свое мнение о пьесе, насколько в них попадает текст, насколько он соответствует зрительскому представлению о реальности проблемы. То есть сама читка - это очень живая история, - говорит Артем Баскаков. - На одной и той же читке зрители высказывались по-разному. Кто-то сказал, что текст плохой, не надо это ставить на сцене, а кто-то - «это про меня». Но в любом случае хорошая читка никого не оставляет равнодушным, и это самое главное».

16, 17 и 18 октября Молодежный театр представит театральные читки трех пьес возрастной категории 16+. Начало читок в 18:30.

Бродилка по театру

Первая из них будет представлена 16 октября. Это пьеса известного драматурга из Белоруссии Дмитрия Богославского «Блонди». Режиссер - Олег Коба, кстати, он тоже из Белоруссии и даже знаком с автором. Этим летом Олег закончил режиссерский факультет Белорусской государственной академии искусств. Главными героями этой пьесы являются собаки Гитлера, которые сидят в коробке и ждут своей участи после свержения Третьего рейха. Дмитрий Богославский решил пофантазировать над тем, что произошло с этими собаками. «Здесь показана модель некого общества и что происходит с людьми, которые находятся в нем, - рассказывает Артем Баскаков.

Вторая пьеса будет показана 17 октября – это будет «Тушь, варенье, птеродактиль» молодого московского драматурга Дарьи Верясовой. Режиссер читки - Федор Степанов. Это молодой режиссер и педагог ВСГИКа, и это его вторая режиссерская работа в формате читок в Молодежном театре. Пьеса внесена в шорт-листы двух известных драматургических конкурсов: международного конкурса современной драматургии «Свободный театр» и «Конкурс конкурсов» фестиваля «Золотая маска», более того, пьеса уже поставлена в красноярском театре им. Пушкина. Пьеса написана довольно изобретательным языком, она о жизни и проблемах современной молодежи, о столкновении интересов молодых людей. 

18 октября Молодежный театр по просьбам зрителей повторит читку пьесы Светланы Баженовой «По-другому», успешно прошедшую в марте. Эта пьеса о родстве двух людей из совершенно разных поколений, бабушки и подростка. Оба одиноки, т.к. у каждого из них разрушено то, что мы привыкли называть семьей. Важно осознавать, что это наша общенациональная проблема.

В рамках театральных читок Молодежный театр также попытается синтезировать современный театр с другими направлениями современного искусства. Зрителей ждет не только театральное действие, но и встреча с арт-объектом.

Что касается ближайшего будущего Молодежного театра, то сейчас коллектив работает над ретроспективным проектом, который посвящен юбилею театра.

«Мы хотим поднять архивы театра и сделать театрализованную выставку-экскурсию, - говорит Артем Баскаков. - Рассказать людям об истории театра не скучным, не музейным языком, а языком театра. Это будет некая бродилка по театру с маленьким спектаклем. И, конечно же, будут восстановлены несколько спектаклей из существующего репертуара театра».

Соня Матвеева, «Номер один».

^