21.10.2015
Идея галереи «Орда» состоит в возрождении и популяризации бурят-монгольского искусства

Изобразительное искусство, современные инсталляции, скульптурные работы, керамика ручной работы, авторские украшения, коллекции одежды от бурятских дизайнеров - под одной крышей собраны разные виды искусств, благодаря которым можно составить представление о бурят-монгольской культуре. 

«Галерея призвана развивать наши бурятские традиции в синтезе с другими тенденциями, которые наблюдаются сегодня в мире», - говорит Надежда Абзаева, арт-директор этногалереи «Орда».

По замыслу галерея станет площадкой, где будут проходить творческие эксперименты авторов из Бурятии и Монголии, разные виды выставок, как академического искусства, так и современного, показы бурятского кино. Галерея также планирует организовывать курсы бурятского языка, бурят-монгольской каллиграфии, встречи с интересными личностями и т.д.

Уже сегодня можно посетить выставку бурят-монгольского искусства, которая, возможно, заставит по-новому взглянуть на авторов из Бурятии. Здесь представлены работы разных направлений. Открывает выставку абстрактная живопись Александры Дугаровой, которая экспериментирует с цветом, формами, линиями и демонстрирует свободу творчества.

На выставке можно познакомиться и с работами бурятских скульпторов - Баира Сундупова, Баясхалана Базарова, Буянто Ошорова, Туяны Гумпыловой и многих других. Темы работ разные - в основном это бытовые сюжеты из истории бурятов: «танец орла», подношение цветка, езда на коне и т.д.

Совместно с обществом монгольских каллиграфистов «Бичиг соел» представлен проект «Тэнгэриин бэшэг». Идея проекта - возрождение сложившейся веками вертикальной вязи, уникального наследия бурят-монголов, проявившегося в каллиграфии как произведение высокого искусства. В проекте приняли участие Ганбатор Дагва, Одбаяр, Баярмагнай Пурэвсурэн, Анхабаяр Эрдэнэбат. 

Известный бурятский скульптор Зандан Дугаров, чьи работы имеются в Третьяковской галерее, представил авторскую коллекцию из нефрита. Идея коллекции заключается в особом отношении к камню как к сакральному предмету. Скульптор попытался услышать, почувствовать камень и извлечь из него уже заложенную в нем форму, не нарушая структуру камня.

В соседнем зале размещены акриловые работы художника Жаргала Зомонова – цикл его шаманских мистерий. Отец Жаргала – ученый, которые долгое время изучает шаманизм, и молодой художник вобрал в себя эти знания и попробовал отразить их в изобразительном искусстве. В своих работах Жаргал Зомонов пытался передать особое энергетическое состояние шаманов во время ритуального обряда. В разных работах фигурирует образ шамана на марале - мифическом существе, которого принято называть Загамлай. На нем шаман переносится из одного мира в другой.

«Жаргал как яркий, творческий человек любит эксперименты, - рассказывает Надежда Абзаева. – Традиционное академическое изобразительное искусство – это, как правило, рисунок на плоскости. Здесь же Жаргал попытался в тканых линиях прорвать эту плоскость, придать больше динамизма, объема, фактуры. Он намеренно разграничил картину на две части. Линии подчеркивают движение Загамлая».

На выставке представлена и работа Жаргала Зомонова, созданная в духе русского авангарда: красный прямоугольник символизирует духовное пространство его творческих поисков.

Тема перехода из одного состояния в другое отражена и в интересной инсталляции художника. Жаргал Зомонов предлагает перенестись в важное время для каждого человека – детство. Для самого художника – это постсоветское время. Чтобы перенестись в другую эпоху, достаточно нажать на звонок и открыть дверь. И звонок, и сама дверь, и все то, что ожидает посетителя за этой дверью, – все подлинное, т.е. существовавшее в тот период.

Еще один проект галереи – «Ретроспектива бурятского кино». Многие ошибочно думают, что бурятское кино появилось только недавно. Однако бурятские режиссеры прошлого периода внесли большой вклад в развитие мирового кинематографа. Например, Валерий Инкижинов входит в список ста самых влиятельных режиссеров мира. О нем говорят как о человеке, который воспитал Голливуд. Мультипликатора Радну Сахалтуева называют «бурятским Уолтом Диснеем». 

Популяризация бурятского кино – такова цель просветительского проекта. В рамках ретроспективы будут проходить творческие встречи с известными режиссерами Бурятии, показы художественных и документальных фильмов.

«Ретроспектива бурятского кино» проходит с 17 октября по 1 ноября (по субботам и воскресеньям). 

Соня Матвеева, «Номер один».
^