28.10.2015
Улан-удэнец продолжает удивлять республику необычными проектами

В европейских и западных странах сегодня активно развивается современное искусство – это различного рода инсталляции, необычные арт-проекты, синтез разных видов искусства, которые воздействуют на все органы восприятия человека. В Бурятии современное искусство практически не развито, оно только делает первые шаги, ведь для этого надо отойти от привычного академического восприятия и перешагнуть существующие границы. Сегодня «Номер один» расскажет об одном из таких редких людей, внедряющих современное искусство у нас в республике, - Жаргале Сид. 

Книга-зеркало

Жаргал Сид – фотограф, видеограф, скульптор, художник, организатор нестандартных вечеринок, инсталляций и арт-проектов.

Летом в рамках международного фестиваля «Голос кочевников» был запущен проект «Реинкарнация». Помимо музыкальной части посетителей ждала необычная инсталляция. В фойе театра можно было увидеть скульптуры людей в наушниках. Любой желающий мог подойти, надеть наушники и услышать музыку, созданную коллегами Жаргала - музыкантами Baikal nomads – специально для «Реинкарнации». 

Помимо Sound sculpture Жаргал Сид создал еще одну инсталляцию, на этот раз для акции «Библионочь» - это четыре книги, на которых расположены слепки Пушкина, Есенина, Гоголя, а на четвертой книге – зеркало. Посетитель, разглядывая инсталляцию, видел великих писателей, а затем, неожиданно, себя. Автор таким образом хотел напомнить молодежи об их возможностях, в том числе писательских.

Сейчас Жаргал готовит несколько арт-объектов. Один – для Недели моды Baikal fashion week. Это два женских образа, которые тянутся друг к другу. Однако скульптуры будут не академические, а стилизованные и цветные, в виде треугольников. Инсталляция будет располагаться в холле ресторана, где будет проходить Неделя моды.

Железный человек

Второй арт-проект Жаргал готовит для Молодежного художественного театра, который в этом году отмечает 35-летний юбилей и готовит интересную «Ретроспективу театра» в формате «бродилки». 

«Я буду делать железного человека, - смеется Жаргал. – Даже трех. Они будут символизировать знания». Один человек будет сидеть в зале и вместе с другими зрителями смотреть спектакли. Второй будет пить чай в кафе театра. Третий также будет встроен в театральное пространство. Посетители театра могут присесть рядом с железными людьми и тоже попить чаю или смотреть спектакль.

Это как некий фантом из прошлого театра, - рассказывает Жаргал. - Очень сложно реализовывать этот проект. Сперва надо найти проволоку, затем ее скрепить, чтобы появился силуэт человека, и чтобы все было красиво и прочно держалось. Но самое сложное – это создать идею. Потому что без нее ничего и не выйдет».

Также в планах Жаргала – совместный проект с друзьями из «Нерпы» (арт-группа Baikal nomads). «В декабре мы хотим сделать большую выставку, которая бы включала в себя графические, художественные работы, инсталляции и, конечно, музыку, - говорит Жаргал Сид. – В нашей команде как музыканты, так и художники. И мы хотим поделиться своим творчеством, чтобы люди получили вдохновение, чтобы менялось восприятие искусства – оно может быть не только академическим и традиционным. Весь мир поменялся, и нам надо тоже меняться».

Помимо современного искусства Жаргал увлекается еще и фотографией. Снимки получаются необычными. Они отличаются от коммерческих фото с заученными позами, стандартными улыбками и фонами.

Снимки Жаргала, как правило, черно-белые либо выполнены в темных тонах, в стиле минимализм. Создают ощущение «пленки», хотя фотограф снимает на цифровой фотоаппарат. Персонажи в объективах, как правило, не улыбаются, не смеются, не плачут. Однако в их взглядах можно увидеть что-то большее, чем эмоция. В фотографиях есть история и даже загадка – этим и цепляет творчество Жаргала.

Любовь с ранами

«Мне кажется, если показывать эмоции, например, счастье, веселье, это все будет слишком наигранно, возникает ощущение, будто обманываешь самого себя, - говорит Жаргал Сид. – На моих фото люди о чем-то думают, видны их внутренние переживания. И, на мой взгляд, отсутствие эмоций на лице человека по своей энергетике может быть сильнее и эмоциональней, чем демонстрация этих эмоций».

Жаргал не боится показывать то, что его волнует. Например, в одной из серий его работ можно увидеть девушку, тело которой покрывают ужасные раны и синяки. «Любовь бывает разной, - говорит Жаргал. - Не всегда все так хорошо. Кто-то может подумать, это же некрасиво, зачем это показывать, а я, наоборот, хочу это показать, раскрыть эту боль. Чтобы люди задумались».

Некоторые снимки Жаргала сделаны на телефон и производят такой же эффект, что и фото с цифрового фотоаппарата. При этом Жаргал практически не пользуется фотошопом и не осуществляет обработку. Многие просят его провести персональную фотосессию, однако, как отмечает Жаргал, об этом бесполезно просить. И не потому, что он мнит себя крутым фотографом, а потому, что хочет фотографировать только то, что хочется. Поэтому все творческие съемки он проводит бесплатно.

«Дежавю» офисных клерков

Однако фото для Жаргала - это скорее хобби. Настоящая его деятельность – это видео, а в идеале некоммерческое кино: «Я всю жизнь хотел снимать видео. Мама всегда дарила мне фотоаппараты – пленочные, затем цифровой, а потом купила зеркалку Canon 550d - на тот момент это был крутой фотоаппарат. И я начал снимать видео. Моя мечта – Siny alfa 7s2. Эта камера недавно вышла в свет, купить ее в России – проблема. Это маленькая камера, но самая крутая на сегодня, снимает профессионально, правда, стоит дорого. Все, кто занимается видео, сейчас переходят на нее».

Жаргал уже придумал сценарии для нескольких короткометражек. Одна из них называется «Вдох» и посвящена проблемам современного общества, «дежавю» офисных клерков, которые проживают один и тот же день и забывают о настоящем в своей жизни. Сценарий прост, но выразителен.

Съемка короткометражных фильмов – также в разработке Жаргала. «Для меня этот год и 2016-й являются переломными, - делится Жаргал. - Я планирую максимально себя задействовать в разного рода проектах, мероприятиях и т.д.». 

По всей видимости, мы еще не раз услышим о нашем сегодняшнем герое.

Соня Матвеева, «Номер один».

^