15.03.2006
Всего за 2005 год в Советском районе города было совершено 630 краж сотовых телефонов. Каждое четвертое-пятое преступление связано с сотовыми. Причин тому несколько, но первая и сама главная из них — спрос на дешевые краденые телефоны. Скупщики краденого не задумываются над тем, что могут потерять не только деньги, но и покой, ведь треть всех украденных телефонов находят. А это значит, что заводятся уголовные дела, а покупатель дает в милиции показания.

— Даже если новый владелец сменил сим-карту, сотовый все равно можно найти, отследив его по электронному идентификационному номеру, который есть у каждого телефона, — рассказывает Александр Тармаханов, начальник следственного отдела Советского РОВД. — Номера всех похищенных телефонов заносятся в базу данных, по звонкам с этих телефонов его хозяина легко можно определить.

Существует вот еще какая проблема: люди до последнего пытаются найти сотовый самостоятельно и только потом обращаются к нам. К примеру, один парень украл. Потерпевший не обращается в милицию, потому что людей, к сожалению, интересует, прежде всего, материальная сторона дела. Им важно вернуть украденное, а не привлечь вора по закону к ответственности. Или поступают так: потерпевший собирает своих друзей и идет "разбираться" к предполагаемому вору, при этом выламывая у него двери. Взамен телефона он забирает у него, к примеру, телевизор, таким образом, совершая самоуправные действия, являющиеся, по сути, тоже преступлением.

Родители обворованных подростков тоже часто не понимают, что нужно привлекать виновных к ответственности за воровство. В конечном счете они тоже приходят к нам, когда родители виновного мальчика несмотря на все их уверения возместить ущерб не отдают деньги. У нас не развита гражданская ответственность, люди стремятся решить проблему между собой, тем самым поощряя преступников к новым кражам.

Оказалось, что жители нашего города очень доверчивы, потому как большая часть похищений происходит по вине самих обладателей телефонов - - они сами расстаются с ними в ответ на вежливую просьбу прохожего дать позвонить. Сотрудники милиции советуют ни при каких обстоятельствах не давать незнакомым людям свои телефоны, носить их в чехлах на ремне. Кроме того, быть особенно внимательными в торговых центрах и на остановках — местах потенциального нахождения воров, специализирующихся на кражах.

Торговые центры города не заботятся о своих посетителях //мал.заг

Советский район по степени насыщенности на его территории торговых и общественных заведений занимает по городу первое место. Именно здесь на многочисленных остановках, в торговых центрах, закусочных, в магазинах и на Центральном рынке происходит самое большое количество краж денег, сумочек, документов и т.д.. Только за 2005 год рост регистрации этого преступления составил примерно 40%.

— Наши торговые предприятия не занимаются должным образом охраной и обеспечением безопасности своих посетителей, — продолжает Александр Тармаханов. — Нет громкоговорителей, через которые они могли бы убеждать граждан быть более бдительными. В большинстве торговых центров нет видеокамер наблюдения. Возможно, владельцы не хотят тратиться на них, хотя камеры помогли бы и им, и нам, ведь в торговых центрах и на рынках происходит очень много краж. Уровень правосознания наших коммерсантов очень низок, нет политики защиты покупателей.

Росту краж способствует все та же доверчивость и халатность наших граждан. Выяснилось, что существует особая категория преступников, которые специализируются на кражах в государственных учреждениях. Как правило, эти преступники хорошо одеты, выглядят соответственно работникам этих организаций. Наши граждане имеют привычку не запирать двери своего кабинета, выбегая в соседний на минутку. Преступники пользуются этим, заглядывают в кабинеты, и если там никого нет, забирают все, что попадается им на глаза. На руку ворам играет и слабая пропускная система этих организаций, в которых вахтер исполняет чисто номинативную функцию.

— Бороться с преступностью можно только сообща, — говорит начальник следственного отдела. — Люди не должны бояться идти к нам со своими проблемами, у нас в отделе работает телефон доверия, по которому любой гражданин может обратиться с жалобой на работу правоохранительных органов, сообщить о преступлении, обо всем. Звонки принимаются ежедневно по телефону 21-31-97, даже если звонок будет анонимным, мы обязаны будем его проверить. Если десять процентов звонков будет подтверждаться, это уже будет большой плюс всем нам.

^