22.03.2006
В минувшее воскресенье на одной из гор, расположенных в Улан-Удэ, прошел шаманский обряд (тайлган) под лозунгом: "Защитим Усть-Орду!". Место проведения тайлгана было непривычным. Как известно, обычно они проходят в Этнографическом музее. Религиозный обряд, направленный на противодействие кремлевской линии по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и в поддержку территориальной реабилитации Бурятии, стал очень острым событием с общественно-политической жизни республики.

Некоторые СМИ Бурятии перед проведением тайлгана отмечали, что молебен привлек пристальное внимание представителей федеральной власти в РБ, а на шаманские организации было оказано давление.

Возможно, что по этой причине в молебне не участвовали все шаманские организации РБ, а также шаманы УОБАО. Впрочем, руководство шаманских организаций Бурятии отвергает подозрения в трусости и нерешительности. Вот что заявил в интервью Бурятской телерадиокомпании зампред правления организации "Тэнгэри" Будажап Ширеторов: "Мы вне политики. А когда продвигаются такие идеи — это чистая политика. Шаманы не должны определять земельные границы территорий. Прямая задача шаманских общин — работать с людьми, помогать народу".

"Предварительно было согласие всех шаманов, — рассказал нашему корреспонденту один из организаторов обряда. — С усть-ордынскими шаманами тоже предварительно разговаривали. Они говорили, что приедут. Я лично ездил за ними. Уже в машине сидим, ехать в Улан-Удэ собираемся, но все в последний момент испугались. Считаю, что шаман, который боится власти, — это не шаман".

В отсутствие шаманов из республики и округа, тайлган провел шаман из Иркутской области Владимир Далбанов. Он прибыл на тайлган из Качугского района. Некогда этот район имел многотысячное бурятское население. Сегодня там бурят почти нет, а Владимир Далбанов, вероятно, последний шаман тех мест. Во время обряда он просил у богов благополучия для бурятского народа, чтобы народ не терял свою землю, язык и традиции, был един и силен. Шаман провозгласил, что буряты, которые продают свою землю, — это не буряты, что произвело большое впечатление на пришедших на тайлган.

Подготовка и проведение тайлгана заняли около трех часов. По его завершении все желающие получили возможность высказать свою точку зрения на объединение, прошел сбор пожертвований, собравшихся пригласили на следующую акцию протеста.

"Я уроженец Усть-Орды, моя фамилия Дмитриев, я не боюсь этого сказать. Родители всю жизнь жили в УстьОрде. В 20 лет я приехал в Бурятию на учебу и остался здесь. Мои друзья, которые учились в Иркутске, когда возвращались домой, говорили "мы возвращаемся в Орду". Это звучало гордо. Я против объединения. Объединят, и куда возвращаться?" — сказал улан-удэнец Александр Дмитриев, один из пришедших на тайлган.

После проведения шаманского обряда против объединения УОБАО и Иркутской области можно констатировать, что в вопросе объединения, т.е. в политическом вопросе, стал использоваться религиозный фактор. В Иркутской области к процессу агитации за объединение уже подключились православные священники. Священнослужители объясняют прихожанам, что православие выступает за брак и против разводов. А объединение регионов — это брак.

^