22.03.2006
В Тарбагатае разрабатывается специальная программа, согласно которой каждый житель района сможет заработать на своей уникальной культуре. Пожилые сельчане будут вязать носки из овечьей шерсти и петь в народном хоре перед гостями, а молодые — плести из бисера украшения "под старину" и печь оладьи.

Практика, когда пожилые тарбагатайские певуньи, наспех надевая праздничную кичку и старинный фартук-запан, пели перед заезжими интуристами, известна давно. Гостей республики, желающих познакомиться с культурой и бытом старообрядцев, было много всегда. Только раньше эта работа велась стихийно. Иностранцы в компании с переводчиком, как правило, неожиданно приезжали в район, просили провести экскурсию по одному из сел, слушали импровизированный концерт, уговаривали занятых на огороде хозяек испечь им какое-нибудь характерное для кухни семейских блюдо и уезжали. Теперь по инициативе главы района вся деятельность по работе с туристами будет строиться координировано и согласованно. Это поможет не только неплохо заработать сельским жителям, но и станет дополнительным стимулом для изучения и возрождения старинной культуры.

Раньше приходило по сто писем в день

Шестидесятилетняя Ольга Александровна Рымарева — одна из самых пожилых участниц известного по всей стране Большекуналейского народного хора. Она говорит, что жить не может без песни: "Порой соберемся с подругами, будто по делу какому-то, а на самом деле усядемся за столом, угощений не нужно — лишь бы попеть вдоволь и расходимся, довольные!"

Сейчас пенсионерка является руководительницей детского образцового ансамбля "Родничок", созданного при сельской школе, а раньше она на протяжении многих лет сама пела в народном хоре. Ольга Александровна с удовольствием примеряет свою концертную кичку, демонстрирует столетний наряд, доставшийся ей от матери, показывает несколько нитей с увесистым янтарем. Раньше обладательница таких бус считалась очень богатой женщиной. Сейчас, кроме таящейся за ними богатой истории, эти потертые временем монисты ничего не означают. У пенсионерки, как и у большинства женщин Большого Куналея, семейский костюм является старинным, то есть не сшитым на заказ, а доставшимся от матери и бабушки. Даже сейчас молодые сельчанки, у которых переданный по наследству костюм пришел в негодность, предпочитают покупать столетние сарафаны и фартуки. Стоимость такого полного наряда не превышает тысячи рублей.

"Здесь главное не деньги выручить за костюм, а просто передать в хорошие руки, чтоб он служил людям дальше. Старухи не хотят, чтоб история пропадала", — объясняет участница легендарного хора Ольга Рымарева.

Ольга Александровна, расправляя складки на потертом времени сарафане, вспоминает, как почти пятьдесят лет назад именно в этом одеянии она, будучи девятнадцатилетней девушкой, участвовала во второй Декаде бурятского искусства в Москве. Тогда ее фотографию поместили в газете "Правда". Результатом этой публикации были тысячи писем со всего Советского Союза. Одни предлагали ей руку и сердце, другие интересовались культурой семейских Забайкалья.

"На протяжении почти двух лет почтальон вынужден был носить мне по сто писем в день. Я настолько от этого устала, что даже попросила почтальона напрямую выгружать эти пакеты в сельском клубе. А потом в "Правде" была опубликована заметка с просьбой не беспокоить меня, мол, девушка замужем, у нее есть сын..."

По словам Ольги Александровны, в последнее время не только заезжие гости стали проявлять интерес к певческой культуре семейских, но и молодое поколение села. Изначально семейскому пению школьников Большого Куналея стали учить по необходимости. В сельской школе не хватало учителя музыки, и в качестве замены проходили уроки семейского пения, которые вела пенсионерка Ольга Александровна. Затем от желающих уже на добровольной основе заниматься в детском хоре не было отбоя.

"Потерянным оказалось поколение, которым сейчас от 30 до 50 лет, это те люди, которые выросли и повзрослели во время советского режима, когда нельзя было открыто говорить о своей вере, жить согласно традициям. Но молодежь уже совершенно по-другому относится к своей истории. Им наше прошлое становится интересным, и через этот интерес, я думаю, мы сможем многое наверстать!" — объяснила Ольга Рымарева.

Опояски на кичку популярны не меньше молодежных фенечек

На уроке технологии Большекуналейской сельской школы восьмиклассницы вместо обычных фартуков шьют семейские запаны. Это те же передники, но изготовленные согласно старообрядческим канонам — они несколько отличаются по форме и украшены лентами. Так в селе реализуется программа по сохранению народной культуры и развитию туристического бизнеса. Осваивая старинные методы рукоделия, школьницы будут зарабатывать деньги, продавая свою оригинальную продукцию в качестве сувениров. Начиная с текущего учебного года многие общеобразовательные предметы здесь имеют краеведческий уклон, направленный на изучение истории своего народа.

За несколько учебных месяцев юные мастерицы освоили технику вышивания, научились делать такие же дорожки и рушники, которыми их бабушки украшали портреты, научились вязать коврики и шить лоскутные одеяла. Кроме этого, туристам планируют предложить прихватки, вязанные рукавицы, коврики, изготовление которых уже освоено и практически поставлено на поток.

Особой популярностью на уроках труда у молодых рукодельниц является бисероплетение. Первое, чему здесь стала учить их преподаватель Марина Гаврилова — это изготовлению из бисера специальной опояски на семейский женский головной убор — кичку. Теперь от желающих обновить свой народный костюм нет отбоя. Изготовленные согласно народным традициям бисерные узоры у молодых сельчанок не менее популярны, чем современные браслеты и "фенечки".

"Больно смотреть, как разрушается наша деревня, — объясняет учитель труда Марина Гавриловна Минаева, — если бы мы раньше начали изучать это, возможно, и жили бы сейчас намного лучше. Сейчас просто необходимо, чтоб у детей оставалась память и о том, какой нелегкий путь проделали наши предки, придя сюда, и как жили, как был устроен их быт".

Уже определили тех, кто будет печь оладьи и вязать коврики

Численность населения села Большой Куналей составляет чуть больше тысячи человек. За последние два года количество жителей сократилось вдвое. Большинство из оставшихся жить в деревне занимаются исключительно домашним хозяйством. Держат овец, свиней, коров, летом ухаживают за огородом. Генетическое трудолюбие семейских не позволяет этим людям опустить руки и забросить хозяйство. Но приближающимся летом многие жители села планируют активно занять себя еще и в туристическом бизнесе.

"Грех не использовать этот стабильный источник доходов, — объясняет директор местного Дома культуры Мария Кушнарева, — туристы были всегда, только не было отлажено взаимодействие с туроператорами. С гостями встречались библиотекарь или бывший сотрудник хора, проводя им экскурсии в частном порядке. Сейчас мы планируем упорядочить эту работу и задействовать несколько сел района".

Согласно новой программе, которая призвана систематизировать общение жителей района с туристами, в каждом селе будет назначен человек, ответственный за прием гостей. Кроме этого уже определены хозяева домов, которые смогут показать иностранцам свое образцовое подворье. Пожилые мастерицы за зиму уже спряли овечью шерсть и навязали достаточное количество пар экологически чистых носков и рукавиц для продажи в качестве сувениров гостям. Определен также и список блюд, которым за обедом будут кормить туристов.

"Конечно, предпочтение мы отдали традиционной семейской кухне. Это наши знаменитые, можно сказать, культовые оладьи с вареньем или сметаной. Это выпечка, сладкие пироги с черемухой, пироги с грибами и рыбой, мясные блюда, — рассказывает Мария Кушнарева, — ну, а что касается пищи для души, то наш хор будет всегда готов исполнить гостям наши любимые протяжные песни".

^