25.11.2015
«Сбор Ротенберга» парализует российские дороги и ставит страну на грань бунта


Стихийные акции дальнобойщиков против «сбора Ротенберга» охватывают регион за регионом и превращаются в массовое протестное движение. Водители готовятся «идти на Москву».

Самая горячая точка на карте протестов - Дагестан. Бастующие настроены решительно и объявили, что если их не услышат, то 30 ноября они колоннами двинутся на Москву. Уже сейчас плакатами с лозунгами «Платон - это грабеж», «Рот “ин” берг» и им подобными расцвечен весь дагестанский отрезок федеральной трассы. 

10,6 млрд руб - в чей карман?

 С 15 ноября 2015 года за проезд грузовых автомобилей массой более 12 тонн по всем федеральным автодорогам общего пользования начала взиматься плата в счет возмещения вреда, наносимого дорогам. Алгоритм, в общем-то, прост: нужно предварительно согласовать маршрут движения и авансом внести плату за проезд. Неуплата, как в трамвае, карается штрафом: 5 тыс руб. для водителей, для индивидуальных предпринимателей и ответственных должностных лиц – 40 тыс руб., для транспортных компаний – 450 тыс руб. При повторном нарушении штрафы повышаются до 50 тыс. и 1 млн руб. соответственно. И водители, естественно, зароптали.

 Плата эта, напомним, была введена по инициативе Министерства транспорта постановлением правительства еще 14 июня 2013 года. Позже выяснились и некоторые пикантные подробности. Изначально создание системы взимания платы планировалось по итогам конкурса, однако конкурс был отменен премьером Дмитрием Медведевым, а единственным исполнителем проекта стало ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС) ,  50% этого  ООО  принадлежит сыну бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорю. Игорь Ротенберг - сын миллиардера Аркадия Ротенберга, считающегося человеком, влиятельным в окружении президента Владимира Путина.

А изначально ООО принадлежало «Ростеху», прямо и опосредованно контролировавшему более 50%. Более того, как свидетельствует федеральная пресса, именно глава «Ростеха» Сергей Чемезов лоббировал на правительственном уровне идею превращения РТИТС в оператора системы взимания платы за проезд тяжелых грузовиков по федеральным трассам. 

За свои услуги РТИТС будет получать из государственного бюджета компенсацию: 10,6 млрд руб. И, конечно же, деньги будут взимать не просто так – на создание автоматизированной системы «Платон» РТИТС был выдан от Газпромбанка кредит на 27 млрд рублей. «Сбор Ротенберга». Именно так народная молва переименовала новую инициативу правительства. 

Люди элементарно не понимают: если сбор – государственный, и система «Платон» государственная, для чего нужен посредник? Ну, кроме как чтобы деньги делить?

Порожний рейс – стране прибыток

Обоснование под введение новой нормы было подведено красивое: возмещение ущерба, наносимого дорожному покрытию трасс федерального значения при перемещении по ним большегрузных автомобилей. Можно, конечно, назвать это упрощением темы, но есть и такое мнение в народе: «Деньги в казне кончаются – добрались и до дальнобойщиков».

Деньги, кстати, вполне приличные: 1,53 руб. за км. С 1 марта проезд подорожает до 3,06 руб., с 2019 года – до 3,73 руб. каждый пройденный километр. Правительство рассчитывает таким образом уже в 2016 году пополнить дорожный фонд на 40 млрд руб. Но и дальнобойщики люди практичные, считать умеют. Исходя из реального пробега 300 километров в день, платить за каждый грузовик придется 300-500 тыс руб. в год. 

Кроме того, предварительное согласование маршрута, о котором было сказано выше, означает, что водитель не может сделать крюк на обратном пути, взять другой груз или принять в пункте назначения новый заказ и отправиться дальше. Можно будет только вернуться обратно тем же путем, а за порожний рейс опять заплатить по таксе. 

Сторонники нововведения говорят: мол, хотите, чтобы было как в Европе, завидуете качеству европейских дорог, так вот вам европейская практика. На что противники сбора парируют: разве в Европе деньги от подобных сборов идут в карман друзьям канцлера? 

Автоперевозчиков перспектива безумных трат «на ровной трассе» никак не устраивает. И, если подумать, не только их. Выстроить «пищевую цепочку» несложно: вырастет стоимость грузоперевозок – поднимутся цены на товары. 


Забастовка начинается с «Улитки»

О том, что они действительно настроены на сопротивление новой законодательной норме, водители-дальнобойщики заявили еще 2 ноября. Проведенная предупредительная акция стала пробой сил перед масштабной забастовкой, состоявшейся 11 ноября.

Даже эта пробная часовая акция – почти итальянская забастовка, получившая название «Улитка», – оказалась достаточно впечатляющей: в четырех регионах, Московской и Новосибирской областях, в Краснодарском и Красноярском крае, водители на час вывесили на своих транспортных средствах плакаты с выражением протеста. И… снизили скорость движения до 10 километров в час. Многокилометровые «хвосты» на федеральных трассах должны были показать, что никто не шутит

Протестное движение – а происходящее можно характеризовать уже именно так, – приобрело массовый, организованный и все более заметный характер

«Выторговали»

Заявленный первоначально тариф в 3,73 руб. Минтранс все-таки сбавил – 11 ноября, в день первой крупной акции протеста. Подкорректированный ценник выглядит так: до 29 февраля 2016 года размер платы составит 1,53 руб. за километр, с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года – с коэффициентом 0,82, то есть, 3,06 руб. за километр. 

Штрафы первые полгода взиматься тоже не будут. Правда, решение это принято не от того, что дальнобойщиков кто-то услышал: просто бортовых устройств (трекеров, подключенных к системе «Глонасс»), которые должны установить на своих машинах автоперевозчики, на всех пока не хватает. По состоянию на 15 ноября (день запуска системы «Платон») в Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков, например, приборы получили всего 10% компаний-участников. Да и те пожаловались, что карты не подключаются, система зависает. 

Кого волнуют проблемы индейцев?

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков происходящее комментирует сдержанно: «Мы не склонны драматизировать ситуацию. Если есть какие-то шероховатости, то, безусловно, это будет исправляться. Вмешиваться не собираемся, потому что это вопрос правительства». 

Министр транспорта Максим Соколов проблемы не видит. Тот, кто наносит вред дороге, тот и должен его компенсировать, уверен чиновник. В подтверждение ссылается и на мировую практику, и на опыт Белоруссии, где подобный сбор введен давно. Можно было бы согласиться, но водители напоминают: они уже платят акцизный сбор при покупке бензина (7-8 рублей с литра) и транспортный налог. 

Почему-то совсем не удивляет то, что основной выгодополучатель от введения «сбора Ротенберга» - ООО «РТИТС», полностью согласно с министром: «Введение платы за проезд улучшает конкурентную среду и не приводит к росту стоимости грузоперевозок и цен товаров».

Политик Алексей Навальный зло иронизирует и предлагает «ввести прямой налог на всех граждан — тыщу в месяц на Ротенбергов». По его подсчетам, 145 млрд в год набежит — может им и хватит. 

Замглавы фракции «Справедливая Россия» и член думского комитета по транспорту Олег Нилов обещает, что эсеры будут добиваться отмены налога либо, как минимум, принятия моратория: «Надо понимать, что дальнобойщики сегодня борются не за свои карманы, а за всех нас, граждан России. Это нормальная гражданская позиция», - считает Олег Нилов. 


И, наконец, аналитик Семен Уралов подмечает: «Выходит так, что в начале 21 века самой революционной прослойкой оказались дальнобойщики. Больше никто не осознал свои экономические интересы и оказался неспособен обеспечить цеховую солидарность».

 И действительно, несогласные с этим нововведением водители большегрузных автомобилей демонстрируют редкое для последних лет единство в умении отстаивать корпоративные интересы. Акции протеста, стихийно начавшиеся в отдельных регионах еще в конце октября, продолжаются по сегодняшний день. Уже вполне организованно.
 
Алексей Захаров, versia.ru

^