09.12.2015
Известная художница приехала в Улан-Удэ, чтобы подарить новогоднюю сказку

Большинство ценителей искусства знают Елену Демидову как художника по костюмам некогда улан-удэнского, а теперь уже омского театра пластической драмы «ЧелоВек». Так же, как свободный художник, Елена работала с театрами Улан-Удэ. Восемь лет назад Елена Демидова покинула Бурятию, перебравшись в столицу страны. В каких проектах она участвовала в этот период, жизненные принципы и о том, что интересного она готовит под Новый год для жителей Бурятии, - в эксклюзивном интервью «Номер один». 

О том, что Елена Демидова приехала в Улан-Удэ, знали немногие. «Номер один» удалось встретиться и поговорить, можно сказать, с культовой личностью Бурятии, чья работа в театрах выводила наша республику на новый уровень. 

Оригинальная стрижка, по-детски радостные глаза и простота в поведении – первое, что бросается в глаза при знакомстве с этой творческой личностью. Жизнь Елены Демидовой резко отличается от большинства людей. Когда она училась в восьмом классе, художественный руководитель театра «ЧелоВек» Игорь Григурко доверил ей работу в студии пластической драмы. Она могла создавать любые костюмы, какие хотела. И у нее это получалось: Елена создавала необычные образы, удивляя зрителей. До сих пор она с теплотой и благодарностью вспоминает тот период своей жизни.

Добившись признания в Бурятии, Елена Демидова решила попробовать свои силы в Москве. Сразу же поступило предложение поработать в кино. Фильм «Ласковый май» про известную поп-группу стал первым полнометражным кино для Елены, в котором она создала костюмы и образы героям. 

«Это моя визитная карточка в кино, - говорит Елена Демидова. – Режиссером выступил Владимир Виноградов. Мне было интересно то, что «Ласковый май» - это 80-е годы, хотелось попробовать воссоздать эпоху того времени. При этом мы не хотели идти по пути стилизации, как это было сделано, например, в модном фильме «Стиляги», который вышел в это же время. В 80-е годы была интересная мода: широкие плечи у девушек, большие пуговицы, золотые, яркие цвета, металлические клепки, геометрические рисунки. В моде была джинса-варенка. Ой, как мы все это варили! (Смеется.) Познакомились с творчеством группы «Ласковый май», и впоследствии все пели «Белые розы». Хотя раньше я не очень любила эту песню, потому что выросла в другой музыкальной культуре». 

С Владимиром Виноградовым Елена Демидова реализовала еще ряд кинопроектов, среди которых и документальная драма «Ядерная эпоха», и художественный фильм «Выйти замуж за генерала», и другие работы. Работала Елена и над бурятским фильмом «Первый нукер Чингисхана».

Однако впоследствии Елена Демидова поняла, что ей ближе все-таки мир театра, нежели кино: «Я не киношный художник, там другое построение, другая концепция, все вблизи, нет театрального, условного пространства. Да и объем работы большой – по 12-16 часов в день плюс переработки. При этом участвовать в других проектах нельзя, да и это было бы невозможно, т.к. я люблю сама присутствовать на площадке и следить за процессом. Я поняла, что мне ближе театр - это то пространство, которое я понимаю. Здесь больше фантазии, возможностей для творческой реализации». 

Елена Демидова создает и свои коллекции одежды, которые так же, как и работы в театрах, получают награды на разных конкурсах. Например, коллекция «Сон на молоке» выиграла номинацию «Лучший дизайнер» на Международном фестивале монголов мира. А в прошлом году Елена создала коллекцию «Буин хан».

В преддверии Нового года поработать над волшебной сказкой Елену пригласила ее давняя подруга и коллега по театру «ЧелоВек» режиссер Евгения Герасимова. Постановка будет показана на сцене Русского драматического театра с 21 по 30 декабря, а также в январе 2016 года.

«Когда заглянет зима» – снежная притча, созданная по мотивам сказок Сергея Козлова, которые у многих ассоциируются, в первую очередь, с известным мультиком «Ежик в тумане» Юрия Норштейна. Однако авторы спектакля отмечают, к «Ежику в тумане» постановка не имеет никакого отношения – будет совершенно иная трактовка. Философская подоплека, конечно, присутствует и взрослый человек может видеть особый смысл в образах и декорациях, однако авторам хочется, чтобы зрители испытали то чувство детской радости и праздника, которое охватывает нас, когда приближается Новый год.

«Новый год - это ощущение счастья, чего-то неожиданного, интересного, - говорит Елена Демидова. – Поэтому спектакль наш волшебный, сказочный, по-настоящему снежный, потому что он решен в белом цвете. При создании декораций мы отталкиваемся от одуванчиков. Одуванчики тоже похожи на снег. На сцене должна быть легкость, лиричность и даже поэтичность. Евгения Герасимова - сама тонкий, поэтичный человек. Мне хочется передать ее мир, потому что я считаю, что эта сказка похожа на нее». 

Спектакль наполнен фантазией, присутствует игра со светом, с формой, воображением. Каждый может видеть в декорациях свои образы. Веселые персонажи будут неожиданно появляться в разных местах сцены.

«Мы исходим из формы круга, - говорит Елена Демидова. – Снежинки имеют форму круга, капля воды в луже - тоже круг, весь мир переходит в окружность – такое кругокружение. Конечно, спектакль о том, что каждый из нас – это отдельный космос. Но это все – для восприятия взрослого. Дети, конечно, мыслят иначе. И мы не хотим их нагружать какой-то философией. Главная цель – чтобы ребята окунулись в ощущение праздника».

«Когда заглянет зима» - первый детский спектакль для Елены Демидовой. "Всегда мечтала работать над детским спектаклем", - замечает Елена.

После завершения работы над новогодней постановкой Елена планирует вернуться в Москву, однако всегда рада предложениям из родной республики.

Соня Матвеева, «Номер один».
^