05.04.2006
Первая совместная фотовыставка молодых улан-удэнских фотографов состоится 7—8 апреля в рамках фестиваля "Великий немой" в ночном клубе "Сталкер" и ресторане "Гэсэр". На этом мероприятии, кроме демонстрации фильмов, выступлений питерских музыкантов, перфомансов и дефиле будут представлены работы совсем молодых, но очень неординарных фотографов Александры Федоровой, Ирины Яртагхановой, Екатерины Кравцовой и Анны Козловой.

Известный бурятский фотограф Сергей Примаков загорелся идеей объединения молодых и талантливых художников примерно два года назад. Хотя "Фото-арт-студия Сергея Примакова" изначально предназначалась в основном для съемки театральных портретов, спустя некоторое время ее руководитель решил расширить поле своей деятельности и впустить в свой храм молодых и ищущих фотографов. Дать свободу творчества и все возможности для профессионального роста. Первой, кого Сергей Примаков пригласил в свою студию, была Александра Федорова.

— Со временем возникло ощущение, что нас двоих здесь мало, появлялись свежие идеи, но времени для их реализации не было. Поэтому я решил подать такое объявление: "Фото-арт-студия Сергея Примакова" приглашает на работу молодых амбициозных фотографов. Пришло более ста человек, но из них, как ни странно, не удержалось ни одного юноши. Сегодня я точно могу сказать — у фотографии в Улан-Удэ женское лицо.

За исключением фотографа Александры Федоровой, работы которой уже не раз выставлялись в Улан-Удэ, для остальных девушек-фотохудожников это мероприятие будет первым серьезным заявлением на свое место в искусстве фотографии республики. Три девушки, пришедшие в "Фотоарт-студию" имели минимальные навыки фотографии. Только Екатерина Кравцова фотографией на тот период увлекалась уже около двух лет. Срок по сравнению с остальными просто огромный. Анна Козлова и Ирина Яртагханова не имели на тот момент даже своего фотоаппарата и демонстрировали свои умения посредством встроенных в мобильные телефоны. Спустя несколько месяцев занятий в студии девушки уже могут показать изрядный список фоторабот, которые не стыдно продемонстрировать на профессиональной выставке. На вопрос, можно ли обычного человека научить профессионально фотографировать, главный идеолог объединения молодых фотографов в одну студию Сергей Примаков отвечает:

— Технике научить можно любого, но это не главное. Важно, чтобы человек чувствовал фотографию, разбирался в искусстве вообще, видел не технический объект съемки, а человека, его внутренний мир, его характер.

Немаловажно, что опытный фотограф учит относиться к обычной фотосъемке как к большому творческому процессу. Девушки наряду с навыками правильно выставлять свет и пользоваться аппаратурой тщательно изучают психологические аспекты фотографии и штудируют актерскую систему Михаила Чехова.

— В основе всех наших съемок лежит психологический процесс. Наша задача — раскрыть человека, отразить через снимки незаметный для остальных его внутренний, оригинальный мир. Мы используем понятия "психологический жест" и заставляем клиента забыть о том, как нужно "правильно" ставить ноги и куда спрятать руки. Для нас не всегда важно, где происходит съемка, в павильоне или на улице, главное, чтобы была раскрыта личность человека, с которым мы работаем.

От стандартного набора фотоуслуг "Фото-арт-студию Сергея Примакова" отличает и то, что, кроме банального портфолио, молодые фотохудожники предлагают клиентам сделать серии фотографий под названием "Фото для себя" и необычные "Фото не для всех".

— "Фото не для всех" — это совсем не обязательно "обнаженка", — говорит Сергей Примаков. — Такие фотографии отражают состояние человека, которое он не всем хочет демонстрировать, какой-то оригинальный взгляд или форма. Фотограф, в свою очередь, также не желает делать такие снимки достоянием общественности и показывает эти работы только избранным понимающим людям. Такие фотографии еще принято называть эксклюзивными, возможно, они не всем понятны, как, например, экспрессионизм или абстракционизм. Но от этого они становятся еще более ценными.

Интересно, что в основе любой фотосъемки, которая вместе с работой над клиентом визажиста и парикмахера порой занимает несколько часов, лежит целый театральный процесс.

— Во время фотосессии мы создаем маленький спектакль, снимаем человека в развитии. Получается, что он пришел к нам одним, а ушел совершенно другим. Унес себя вместе со снимками таким, каким его увидели мы, как бы создав своеобразную фотоновеллу о личности, — рассказал Сергей Примаков.

^