30.12.2015
Или почему нельзя пугать детей бабайками и ЕГЭ

Для некоторых родителей проблемы детских страхов вовсе не существует – «мы в детстве тоже чего-то боялись, и ничего, живем нормально». Другие родители знают, что запускать страхи нельзя – они могут аукнуться во взрослой жизни. Сегодня мы попытаемся разобраться, что такое детские страхи и чем они опасны.

Посмотреть страху в глаза

- Игорь Валерьевич, посоветуйте, как относиться к детскому страху, кто из родителей прав?

- Прежде чем говорить о детских страхах, нужно начать с того, что такое страх. Страх – это эмоция. В обществе бытует представление о том, что есть «хорошие» эмоции и «плохие» эмоции. Первые – радость, удовольствие - нужно испытывать, а вторые – страх или злость - лучше не чувствовать, а если и допускать их, то лучше прятать от посторонних глаз. В действительности «плохих» или «хороших» эмоций не бывает, просто одни вызывают у нас удовольствие, а вторые - нет. Однако и те, и другие просто необходимы человеку, чтобы выжить. Представьте животное, которое не испытывало бы страх. Оно погибло бы при первой опасности. То же самое и человек. Страх – это очень функциональная эмоция, это наша реакция на опасность. С ее помощью наш организм мобилизируется, чтобы противостоять опасности, а затем действует в зависимости от своих индивидуальных особенностей – либо убегает, либо борется, либо замирает - как это делают опоссумы. Другой вопрос, что из-за страха человек автоматически начинает действовать не совсем рационально. В этом заключается деструктивная, разрушающая сторона страха. Например, начальник вас вызывает к себе на ковер. Вам страшно, природа подталкивает вас взять на вооружение один из способов – убежать, напасть или спрятаться. Но ничего из этого арсенала мы сделать не можем, нам нужно идти и вести себя прилично. Мы начинаем подавлять наш страх, но он никуда не уходит. И чем сильнее мы его давим, тем опаснее он становится, тем неожиданнее может быть реакция от страха. Это как паровой котел – в какой-то момент человек может взорваться, реагируя на пустяковый повод. 

- Как же быть?

- Страх можно сравнить со злой собакой, которая накидывается на человека. Если ты убегаешь от нее, она бежит следом и нападает. Что нужно делать? Нужно остановиться и посмотреть собаке в глаза, и тогда она успокоится. Так же и со страхом. Наша задача - посмотреть ему в глаза и понять, чего же мы боимся. Особенность страха, которая отличает его, к примеру, от тревожности, – он всегда предметен. Нам нужно понять, что это за предмет и почему мы его боимся. Когда же мы этого не понимаем, объект страха может быть смещен, что очень часто встречается у детей. Вот скажите, почему дети боятся темноты? 

- Честно признаюсь – не знаю. 

- Дети боятся не темноты, а одиночества. Маленький ребенок зависит от матери, от взрослых, которые о нем заботятся. Когда выключается свет, создается иллюзия, что он остался один. Возникает страх, ведь ребенок не чувствует себя в безопасности. Конечно, малыш еще не может осознать причину страха, его мозг еще не развился до такого уровня абстракции, а вот темнота - она понятна. Вот она, я ее вижу, значит, она и есть то, что заставляет меня бояться.   

Страшилки как метод воспитания

Страхи в детском возрасте достаточно легко формируются. И в большинстве случаев с ними достаточно легко справиться. Нужно только помочь ребенку понять, что та ситуация, которую он боится, либо не опасна, либо показать ему, как действовать так, чтобы она стала безопасной. Вот реальный пример, правда, не из моей практики. В 1982 году после того, как умер Леонид Брежнев, у молодой мамы возникла проблема – ее дочь 4-5 лет стала постоянно плакать. Ее спрашивали – почему ты плачешь? Она отвечала: Брежнев умер, вот и плачу. Согласитесь, достаточно странно, что ребенок так эмоционально переживает смерть вождя. Когда за дело взялся психолог, все прояснилось. Оказалось, что мама не раз говорила дочери, чтобы та не ела арбузные зернышки. Дескать, если она его проглотит, то у нее в животе вырастет арбуз. Обычная родительская страшилка, чтобы ребенок не засорил желудок. Но она обернулась настоящей трагедией для ребенка – девочка съела зернышко. А так как их есть нельзя, то и говорить об этом маме тоже нельзя. Однако ребенку нужно было объяснить свое состояние взрослым, и она подсознательно нашла очевидный для всех повод – смерть Брежнева. На самом деле она плакала, потому что очень боялась, что у нее в животе вырастет арбуз. 

- Кстати, многие детские страхи взращиваются на таких вот страшилках. 

- Да, конечно. Вполне может быть, что страх может служить инструментом в процессе воспитания ребенка, но насколько он адекватен? Пугая детей, родители не объясняют им, почему это или то делать нельзя. Практика запугивания в конце концов может привести к тому, что ребенок просто-напросто устанет бояться, ведь испытывать страх очень тяжело. Вот пример, который достаточно часто встречается в моей практике. Родители в воспитательных целях пугают ребенка тем, что отдадут его в детский дом (к бабушке или в полицию). Говорят об этом регулярно - когда он плохо кушает, плохо себя ведет или получает двойки. Что происходит с ребенком? У него формируется страх быть покинутым родителями, они как бы говорят ему «мы можем от тебя отказаться». Со временем ребенок устает бояться и жить в опасности. Он решает: лучше я останусь один, без родителей, чем буду постоянно бояться. В этом кроется одна из причин, почему дети убегают из дома. 

- Как жестока порой родительская любовь!

- Родители просто не понимают, что происходит с ребенком. Они уверены – нас пугали, но ничего, мы выросли нормальными людьми, значит, этот инструмент воспитания эффективный. Но, во-первых, все люди разные, а, во-вторых, мир давно изменился. Мой ребенок – это совершенно другой человек по сравнению со мной в том же возрасте. Родители не знают, что у этого инструмента, как у сильного лекарства, много побочных эффектов. 

Неподъемная тревога

- Если говорить о детях постарше, чего боятся подростки? 

- В этом возрасте на первый план выходят не страхи, ведь подросток уже может себя анализировать и взглянуть страхам в глаза, а тревожность – когда он не знает, чего боится, такой неопредмеченный страх. Тревога тоже имеет свой функционал – в определенных ситуациях она может мобилизовать человека. Но может и дезорганизовать. Частая проблема современного подростка – повышенная тревожность перед ЕГЭ. Сначала тревога помогает ему сосредоточиться, но когда она начинает нарастать, она не дает ему сосредоточиться. Он устает и прекращает заниматься – она еще сильнее увеличивается. Он садится за уроки и не может ничего сделать. 

- Еще родители начинают ругать, дескать, лентяй, не сдашь ЕГЭ, в армию пойдешь.

- Родители, учителя начинают на него давить – ты должен готовиться к экзаменам. В конце концов ребенок устает бороться с тревогой. Он или заваливает экзамены, или, как со страхом, решает – я не могу больше переживать из-за ЕГЭ, мне тяжело, лучше я вообще ничего делать не буду.

- Как же быть родителям?

- Нужно как минимум понимать, что давлением они не добьются нужного эффекта. Этот метод действует как детские страшилки про бабайку. При этом внешне ребенок может быть эмоционально спокоен, но его внутренняя тревога может зашкаливать. Нужно помнить, что уровень тревоги не может бесконечно повышаться, и может начать действовать разрушительно – вплоть до психосоматических заболеваний. Чтобы справиться с тревогой, подросток может с головой уйти в компьютерные игры, где нет этой проблемы. Или выбрать другой способ справиться с психологическим дискомфортом, употребляя определенные вещества. 

- Получается, страхи – дело тонкое. Возникают быстро, порой непонятно, а запустишь – проблем не оберешься. 

- Родительская чуткость, любовь и понимание могут предотвратить негативные последствия многих детских страхов и переживаний. Если же родитель видит, что страх мешает ребенку жить, не надо паниковать – «ой, мой ребенок сломался и сошел с ума». Самостоятельно «лечиться» методами из Интернета не надо. Лучше обратиться к специалисту, который разберется в причинах образования страхов и подберет способы, как с ними справиться. 

Беседовала Любовь Ульянова. 
^