12.04.2006
С целью искоренения дедовщины в российской армии Главная военная прокуратура предлагает ввести в армии институт полковых священников, приравняв их к военнослужащим по контракту. Согласно новому законопроекту священники Русской православной церкви смогут сменить рясу на камуфляж и войти в штат Вооруженных сил.

Если этот законопроект пройдет все положенные чтения, то служители культа в погонах будут подчиняться Главному управлению военных священников, созданному при Минобороны и носить звания старшего офицера или сержанта. Как быть с представителями других религиозных конфессий, в министерстве пока не решили.

Сегодня в Бурятии на территории воинских частей уже имеется два православных храма: Георгия Победоносца в авторемонтной воинской части по ул. Мокрова в Улан-Удэ и одноименный храм, предназначенный для верующих-военных, расположенный в гарнизоне "Сосновый бор". По мнению протоиерея Олега Матвеева, благочинного Бурятского округа Читинской и Забайкальской епархии, необходимость принятия закона о полковых священниках назрела давно. Олег Матвеев полагает, что именно церковная помощь сегодня необходима военнослужащим для устранения неуставных отношений и дедовщины. Вопросы ношения священнослужителями формы и получения определенных воинских званий отец Олег считает непринципиальными. Главное, по мнению настоятеля СвятоТроицкого храма столицы республики, это духовная работа, которую призван проводить в армии полковой священник:

— Камуфляж, звание — это уже детали, одна из возможных форм содержания в армии священника. Главное — это борьба с проблемой неуставных отношений, бездуховности и неправильного понимания смысла жизни, которые как раз решает православная церковь.

Совершенно противоположной точки зрения, касающейся введения в штат армии священнослужителей, придерживаются буддисты. По мнению лам, военный институт должен быть полностью избавлен от присутствия на своей территории какой-либо религиозной конфессии. До 1917 года в российской армии институт полковых священников действовал на основании того, что Россия была монархией, и инородцы были освобождены от воинской повинности.

— В современной российской армии служат и атеисты, и буддисты, и приверженцы шаманизма. Священник любой религии, читая свои проповеди даже из благих побуждений, будет вносить противоречия во внутренний мир военнослужащего, исповедующего другую религию, — считает Ригзен-лама, представляющий буддийскую общину "Ламрим". По мнению Ригзен-ламы, который, уже будучи священником, a , отслужил в Советской армии и не раз исповедовал старших по званию сослуживцев, появление на территории воинских частей какой-то определенной, в данном случае православной, конфессии сродни бомбе замедленного действия в и без того непростой ситуации становления многонационального российского общества. Не стоит забывать, что Российская Федерация является светским государством, где церковь отделена от государства, а армия есть государственный институт. Разрабатывая этот законопроект, как считает Ригзен-лама, самое главное — не "размахивать" добрыми побуждениями национального спасения. Возможно, необходимо просто продолжить практику приглашения на территорию воинской части определенного священника в зависимости от вероисповедания военнослужащих. Но вводить штатную единицу, по мнению Ригзен-ламы, совершенно не нужно, а вопрос переодевания священника в камуфляж и получения им погонов, на взгляд буддиста, вообще абсурден. Получается, что после принятия этого законопроекта все священники будут подчиняться не Богу, а старшему по званию генералу. "Чтобы не было дедовщины в армии, нужно чтобы матери рожали в хороших условиях, чтобы дети ходили в детский сад, обучались в хорошей школе, где бы их учили уважать старших, чтобы по телевизору смотрели добрые фильмы, а командиры не думали, как прокормить семью. И чтобы начальники всех уровней не воровали и не лгали людям, а священники сами сначала искренне верили," — считает Ригзен-лама.

^