12.04.2006
Какое отношение имеют к нашему городу Кир Булычев, Ник Перумов и Сергей Лукьяненко? Самое непосредственное. Человек, создающий обложки и иллюстрации к книгам этих известных фантастов и оформляющий их официальные Интернетстраницы, живет именно в Улан-Удэ. Юношеское увлечение фантастической литературой принесло Владимиру Савватееву признание как одному из лучших художников этого жанра в России.

Самородок

— Все началось еще в детстве, — рассказывает Владимир Савватеев, — когда мне в руки попали книги Владислава Крапивина. Потом было общение в клубе по переписке "Лоцман", который организовался в начале 90-х годов, и знакомство с ребятами на сайте "Русская фантастика". Там мне предложили оформить страничку Крапивина, с этого и началось сотрудничество.

Начинал рисовать Владимир с черно-белой графики: тушь, перо, бумага. Но это было скорее увлечение для себя. Он не имеет специального художественного образования — только техническое — — и, посмеиваясь, называет себя самородком. По сути, так оно и есть: в результате самосовершенствования улан-удэнец плотно сотрудничает с центральными издательствами, создает обложки в том числе для переиздания собраний сочинений Кира Булычева и Владислава Крапивина и других книг, а также разрабатывает логотипы и дизайн сайтов, среди которых ресурсы писателей Лукьяненко и Перумова, а также страницы литературной премии "Русская фантастика" и конгресса фантастов России "Странник".

— Сначала захотелось повторить что-то, подражать. Потом гдето в 97—98 году начал понемногу в компьютере рисовать. Тогда я еще работал в трехмерной графике, но это было скорее баловство, — признается художник. — Мне казалось, что 3d графика дает безграничную свободу творчества. Но спустя некоторое время я понял, что как художественный инструмент 3d-графика имеет весьма ограниченные возможности. Роботы, монстры, фотореалистическое изображение объектов — это пожалуйста. Но вот жизнь и душа напрочь отсутствуют в ней.

Тогда Владимир обратился к векторной графике — программе Xara, которую многие считают весьма сложной в применении, а сам он — по-настоящему художественным инструментом.

— Я в свое время занимался масляной живописью и могу сказать, что процесс рисования в Xara X во многом напоминает рисование маслом или, может быть, акварелью. Те же краски, смешивание их и рисование мазок за мазком. Отличие лишь в том, что руки не измазаны в краске и кисти не нужно отмывать в растворителе.

Первой серьезной работой Владимира Савватеева стало оформление странички Владислава Крапивина на сайте "Русская фантастика", что предложили ему редактор ресурса и литературный агент писателя. Тогда для оформления сайта был выбран из остальных именно дизайн улан-удэнского инженера. Потом некоторое время Владимир практически на общественных началах работал над другими сайтами — Лукьяненко, Перумова.

— Все это было на любительском уровне, на энтузиазме, бесплатно делалось. Сейчас вот Лукьяненко сделал себе новый сайт, профессиональный, — рассказывает он.

Первый читатель

Работы Владимира Савватеева оценил Владислав Крапивин. Правда, художнику не пришлось лично встречаться с любимым автором — "бумажные" рисунки по случаю смогли доставить друзья.

— Сейчас я с ним работаю через сотрудника издательства, пересылаю ему эскизы. Писатель вносит замечания, подчас и рубит эскизы. Он все-таки автор, знает, как должны выглядеть герои. В основном хочет точности в рисунках.

Но сказать о несвободе выбора художника нельзя: все-таки изначально он сам расставляет в тексте акценты, выбирая, на какие эпизоды будут созданы иллюстрации. Фактически Владимир рисует мир, придуманный писателем и выраженный лишь в словах. В этом смысле можно говорить об определенной степени соавторства.

— Работать с автором очень интересно. Бывает, не сразу понимаешь, о чем он хотел сказать, какие детали посчитал важными. А перечитывая книги, знакомые еще с детства, открываешь новые черты.

Такая работа-хобби дает некоторое преимущество перед читателями книг. Так, последнее на данный момент произведение Крапивина, "Рыжее знамя упрямства", Владимиру довелось прочитать раньше остальных и оказаться практически среди первых читателей.

— Чувствуешь определенную ответственность, — рассказывает художник. — Ну а как просто читатель испытываешь ностальгию, встречаясь с давно знакомыми героями. А вообще начинал я работать с обложками как иллюстратор вовсе не с любимых книг. Первый заказ был — оформление серии про Конана-варвара. На меня тогда вышло питерское издательство, увидев мои работы в Интернете. Но тогда я в основном учился, набивал руку. Это и литературой не назовешь, просто сериал. Я и не читал книг, собственно. Мне лишь заказывали, чтоб герой, например, замахивался на какое-нибудь чудовище оружием. И цветовое решение указывали.

Серьезная работа

Приходилось Владимиру и сайт оформлять практически "вслепую". Так получилось со страничкой Василия Головачева.

— Я его книги не читал, — признается художник, — хотя ребята на работе зачитываются, говорят, неплохо, интересно. Мне лишь объяснили, что он пишет боевую фантастику. Главное для оформления сайта — это ведь чтобы читалось и глаз не уставал. Важно знать лишь основную идею сайта, для чего он сделан.

Иллюстрировать же хорошие книги — совсем другое дело, нужно и сюжет знать, и в детали вникнуть. Хоть создание иллюстраций и представляет собой для Владимира прежде всего хобби, но в то же время заставляет и потрудиться. Например, для создания обложек к новому изданию сочинений Кира Булычева, которые писал не только про девочку Алису, но и весьма серьезные работы, приходится вникать, например, в историю одежды. Да и вообще, чтобы нарисовать ту же пушку или бастион, необходимо хорошо представлять, как они выглядят на деле. Кроме того, приходится переключаться с изображения крапивинских мальчишек на иллюстрирование книг с использованием исторических деталей.

Проходить в книжных магазинах мимо полок с обложками своего оформления, как делится художник, очень приятно.

— Особенно интересно было в самом начале. Мы с мамой случайно оказались в магазине, и я увидел "свою" книгу, показал ей, а она начала всем показывать, рассказывать: — вспоминает Владимир. Автографов у художника пока не просят, "да и какие автографы", смеется он.

Среди всех своих работ Владимир Савватеев выделяет "крапивинскую" серию — оформление нового собрания сочинения писателя, за которую, по его словам, "не стыдно". Особенно нравится ему создавать портреты героев. Не групповые, а "чтоб одно лицо — но выразительное".

— Другим художникам удается передать все несколькими чертами, мне же приходится долго работать над каждым рисунком. Интересно и сложно рисовать героя в движении, это и ценится больше. Судя по серии про Конана, герой в бездействии никому не интересен, он должен куда-то бежать, что-то делать обязательно.

Мечты сбываются

В творческом багаже Владимира Савватеева еще много интересных работ. Так, в 2001 году рисунки к роману Сергея Лукьяненко "Мальчик и тьма" участвовали в конкурсе на сайте писателя и заняли третье место. Несколько раз его работы становились обложками фантастических журналов. В том же 2001 году был объявлен конкурс художников, работающих в программе Xara, и работы улан-удэнца были выставлены в сентябрьской галерее. Благодаря этому с ним связались даже иностранцы.

— Меня попросили нарисовать логотип для проекта библиотечного театра в Калифорнии. А в благодарность установили афишу: спасибо Владимиру Савватееву. Приятно очень. И что интересно, казалось бы, американцы — это такие деловые люди, а они такие же энтузиасты!

По профессии Владимир инженер-конструктор, работает на авиазаводе, занимается 2d и 3d моделированием оснастки для производства деталей летательных аппаратов. Работа ему нравится, начальство ценит, но хочется разнообразия, которое и дает его увлечение. Сотрудники относятся к хобби Владимира с уважением ("Руку жмут, поздравляют"), но чтением иллюстрированных им книг не увлеклись.

— При желании и стечении удачных обстоятельств многое возможно. Я познакомился с интересными хорошими людьми, мне в общем, повезло, — рассказывает Владимир Савватеев и на классический вопрос о дальнейших планах отвечает просто:

— Была мечта Крапивина иллюстрировать, вот она и сбылась. Сейчас работаю над собранием сочинений — а дальше посмотрим. Дальше пока не загадываю.

^