03.05.2006
В воскресенье 30 апреля в 18.20 на мосту через реку Селенга произошла автомобильная авария, в которой пострадало сразу 14 человек. Погибли четверо. Возраст одного погибшего мальчика, пассажира микроавтобуса "Истана", — один год, второму ребенку исполнилось всего три месяца. Смертельные травмы получили также двое пассажиров микроавтобуса "Хундай" — 58-летний мужчина и 62-летняя женщина. Остальные двенадцать пострадавших пассажиров были доставлены в больницы с ранениями различной степени тяжести. Картина происшедшего была ужасающей: крики в искореженных машинах, кровь, стоны, разбитые стекла, разлетевшиеся на несколько метров в разных направлениях... Движение по трассе было парализовано на несколько часов.

Жертвы до сих пор в шоке

По состоянию на вторник 2 мая в Республиканской больнице находились трое пострадавших. Состояние 44-летней женщины, ехавшей на 129 маршруте из п. Сотниково, врачи оценивают как тяжелое, кроме травмы таза, женщина переживает тяжелый психологический стресс. На руках у пассажирки находился маленький внук, который во время аварии погиб. Вторая пострадавшая в ДТП 33-летняя женщина так же до сих пор находится в шоковом состоянии. Доставленная в травматологию с переломом ключицы, множественными отеками и рваными ранами рук, жительница Сотниково до сих пор не может четко вспомнить, что ей пришлось пережить:

"Я задремала в пути и очнулась, только когда полетели осколки, я почувствовала боль, увидела кровь, люди вокруг кричали. Страшно до сих пор. Пожилая женщина, которая сидела на сиденье рядом со мной, умерла", — дрожащим голосом рассказывает пострадавшая.

Третья пострадавшая находится в неврологическом отделении республиканской клинической больницы. У 21-летней жительницы Улан-Удэ черепно-мозговая травма. Врачи характеризуют состояние пациентки как средней тяжести.

Уже сейчас с определенностью можно сказать только одно: водитель микроавтобуса "Истана" выехал на полосу встречного движения и столкнулся с микроавтобусом "Хундай Грейс", а затем — со следующей за микроавтобусом легковой автомашиной "Тойота-Корона".

По предварительным данным, водители попавших в аварию машин были трезвы. По основной версии следствия, виновником аварии стал 34-летний водитель маршрута 23, который грубо нарушил правила и выехал на полосу встречного движения. Сам он получил рвано-ушибленную рану затылка.

Сейчас точные причины столкновения выясняет следствие. Предстоит установить, где проходил освидетельствование водитель 23-го маршрута, соблюдал ли он график работы и т.д. Возможно, водитель был переутомлен, возможно, болен, нельзя исключать и то, что в момент выезда на встречную полосу он отвернулся, чтобы принять плату за проезд (это насколько распространенная, настолько же и порочная практика наших маршрутчиков — в других городах водитель принимает плату только на остановке) или попросту проявил преступную халатность... Выводы следствия будут оглашены в ближайшее время.

Сфера маршрутного транспорта вышла из под контроля

Какая бы причина столкновения не была названа, уже сейчас ясно одно. А именно, трагедия эта — не чудовищная случайность. Это закономерное следствие безобразной ситуации в сфере маршрутных пассажирских перевозок. Как это ни цинично звучит, рано или поздно беда должна была произойти.

О том, что проблема наглого, бесцеремонного и безответственного поведения водителей маршруток на дороге назрела давно, спорить не будет ни один житель столицы Бурятии. Тем более водители других транспортных средств, а также сами пассажиры маршруток. Пока мэрия и криминальные "крышевальщики" маршрутов делили сферы влияния в супердоходном маршрутном бизнесе, этот вид пассажирских перевозок практически вышел из-под контроля властей. В цивилизованных городах графиком движения микроавтобусов, контролем на предмет наркотического или алкогольного опьянения водителей, состоянием их здоровья занимаются централизованные и официальные организации. У нас этим, не смотря на все заявления властей, должным образом не занимается никто. Денежный маршрутный бизнес давно ушел в криминальную сферу. Маршруты продаются и покупаются за астрономические суммы. Неофициально, без документов. "Чужак", даже имеющий все необходимые бумаги, никогда не будет допущен на маршрут, если не отстегнет "мзду". Те, кто пытается пролезть на маршрут без неофициальной, лишенной всякого смысла "оплаты", жестоко за это расплачивается. Все наслышаны о "показательных" поджогах машин ослушившихся водителей, вина которых заключалась только в том, что они нарушали неписанные криминальные законы (не платили за маршрут), а решали работать по официальным, цивилизованным нормам. Весь город уже многие годы говорит как о крышевании маршрутного бизнеса представителями милиции, так и о беспределе в этом секторе. Однако полукриминальный бизнес продолжает процветать. Мэрия переломить ситуацию не в силах, другие официальные органы по каким-то причинам также не принимают эффективных мер, а бывшее милицейское начальство, мягко говоря, этому попустительствовало. В результате в сфере маршрутных перевозок наступила эра вседозволенности. Графики движения не соблюдаются, графики рабочего дня тоже (порой водители находятся за рулем по 14—16 часов — о какой адекватной реакции в таком случае можно говорить?), централизованной службы медицинского освидетельствования, обследования и контроля на предмет венерических и прочих заразных заболеваний (которых обнаруживается предостаточно) не ведется. Сами же водители следуют своим, только им ведомым правилам. Чаще всего нарушителями на дорогах становятся молодые водители, которые, как показывает практика, и пьют за рулем, и принимают наркотики, не говоря уже о постоянном превышении скорости.

Недавно Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков обнародовала факт задержания водителя маршрутного такси 30, который не только сам регулярно употреблял героин, но и занимался его сбытом, а на момент задержания находился в состоянии наркотического опьянения. Это показательный, но далеко не единичный случай. Известно, кстати, что конечная остановка маршрута 37, что на "Старой барахолке", буквально завалена сотнями использованных шприцов. Здесь местные жители после увиденного поля отходов "ширяльщиков" уже боятся садиться в маршрутки.

Маршрутный бизнес, ушедший в полукриминальную сферу, как ржавчина разъеден атмосферой вседозволенности и отсутствием на него серьезной управы.

ГИБДД неоднократно поднимала вопрос о недопустимой ситуации в сфере маршрутного транспорта, которая вышла из-под контроля приблизительно с 1997 года. Инспекция дорожного движения регулярно проводит рейды и проверки маршруток, выявляет многочисленные нарушения (всего с начала этого года отстранено от управления транспортными средствами свыше 200 водителей), поднимает вопрос о токсикомании, наркомании за рулем, о недопустимом нарушении правил перевозок пассажиров, однако это не улучшило ситуацию.

Сейчас решением руководства МВД для стабилизации ситуации сотрудники ГИБДД переведены на усиленный вариант контроля, идут масштабные проверки маршрутных такси. Новый министр МВД Бурятии заявил нашему корреспонденту, что будут приняты все меры, чтобы навести, наконец, порядок в сфере маршрутных такси.

Но одной воли руководства МВД мало. Пока не будет создана централизованная служба, которая станет отвечать вместо "криминальных крышевальщиков" за маршрутный транспорт, за медицинское освидетельствование, за график и режим рабочего дня водителей, за техническое и санитарное состояние транспорта служба, в которую войдут представители государственных инспекций, Министерства здравоохранения, МВД и др. органов, ситуация не улучшится. Бардак так и останется бардаком.

Страшные жертвы, в том числе прерванные младенческие жизни, ни вернуть, ни оправдать невозможно. Также как горе и отчаяние родных, потерявших близких. Можно только надеяться, что эти жертвы чему-то нас научат. Обязаны научить.

^