10.05.2006
Специальный корреспондент газеты "Номер один" во время поездки в Индию получил аудиенцию у главы буддистов мира

Мы все "сог-по"

В Индии бурят в основном знают как "сог-по". Так же они называют и калмыков, тувинцев и монголов. Так сложилось, что для них мы все сог-по. И хотя в Индии больше всего монголов, часто создается впечатление, что буряты имеют больший вес. А все потому, что мы умеем держать марку и всегда стараемся быть впереди. В Индии все еще очень хорошо помнят Агван-Ниму (выдающегося бурятского ламу, который был хамбо-ламой одного из старейших и ведущих монастырей Тибета — Гоман-дацана). Правда, на сегодня у сог-по не самая безупречная репутация. Так как многие из тех, кто брал монашеские обеты, по приезде на родину отказывается от них. Например, среди монгольских лам очень распространено иметь жен. А у тибетцев с этим очень строго.

Покуда жив Далай-лама, бурятам открыты все дороги

Но, несмотря на все это, отношение Далай-ламы к "сог-по" остается неизменным. Он всегда нас рад видеть. И всегда, когда речь заходит о том, кто первый попадет на аудиенцию к главе буддистов мира, предпочтение отдается бурятам, калмыкам, тувинцам. И если Его Святейшество очень строг по отношению к тибетцам, как принято относится к старшим сыновьям, то с нами он всегда был и остается мягким. Мы для Далай-ламы как "одхончики". В Индии нашими главными защитниками и попечителями являются Далай-лама и Богдо-Геген IX (третье лицо в буддийской иерархии, глава монгольских буддистов). Богдо-Гегена тибетцы называют не иначе как "Сог-по" лама.

Именно благодаря Далай-ламе мы легко можем поступить в любой монастырь, любое тибетское учебное заведение. Так, например, в Гомане сог-по не работают на кухне. То есть нас не отвлекают от учебы на бытовые дела. Правда, ребята из Гюдо (это тантрический монастырь в Дхармасале) не имеют таких поблажек, зато хорошо готовят! Так же дело обстоит и в Варанаси (Институт высших тибетологических наук), где проходной бал занижен.

К нам едут только лучшие

Далай-лама всегда к нам отправлял только лучших учителей и всегда следил за тем, чтоб буддизм в Бурятии не затухал. Чего стоит один только приезд выдающегося буддийского деятеля Бакулы Ринпоче, одного из 16 Великих архатов. Ведь mb. был один из учеников Будды Шакьямуни! И хотя российское правительство всегда было против приезда Далай-ламы (то есть старалось не давать на это разрешение), он всегда был готов встретиться с буддистами России. И если в последнее время положение Калмыкии резко изменилось благодаря деятельности Кирсана Илюмжинова, то в Бурятии все еще много неразрешенных проблем. Именно поэтому Далай-лама при последнем своем визите в Калмыкию не смог посетить Бурятию. Хотя Его Святейшество не теряет надежды дать учение в Бурятии.

Похоже, предсказание сбывается

Еще в XIV веке Чже Цонкапа (основоположник наиболее влиятельной из школ тибетского буддизма, Гелуг, почитаемый наравне с Буддой) предсказывал, что придет время, когда центр буддизма сместится на север. Когда Тибет перестанет быть центром буддизма. И вот в Амравати в Индии на недавно проходившем учении Далай-лама очень осторожно, как бы между делом, намекает, что похоже этим центром может стать Бурятия.

Шерстяной хадак Далай-ламе

Надо сказать, что в этом году было много чего знаменательного для Бурятии в Индии. Так, например, Институтом высших тибетологических наук, находящемся в Варанаси, была организована международная практическая конференция "Буддизм в Азии", на которую была приглашена дирекция Института монголоведения, буддологии и тибетологии (ИМБТ) в лице трех человек. В конференции участвовали только профессора, геше, главы буддийских организаций. Ну и еще два студента — Хундаев Валентин и автор сей статьи. Так получилось, что в это же время в Варанаси прибыл Далай-лама, и мы тут же договорились об аудиенции с главой буддистов мира. Это была без преувеличения огромная удача!

Вначале было назначено одно время, но потом неожиданно для нас встречу перенесли. Так что мы даже не успели ничего приготовить — подарки и хадаки остались в гостинице. И единственное, что у нас было, — это только что купленный прекрасный шерстяной красный платок на шею. Он выглядел как настоящий хадак, только вот шерстяной. Когда наша делегация ИМБТ вручала этот хадак, Далай-лама очень долго смеялся столь необычному хадаку, сказав, что это настоящий хадак сог-по. Если на калачакре в Амравати Далай-лама выглядел очень уставшим, то на встрече с нами Его Святейшество был в очень бодром настроении. Далай-лама проявил неподдельный интерес к делам ИМБТ и пообещал при первой же возможности приехать в Бурятию. На прощание мы вместе сфотографировались и получили хадаки от Далайламы.

В этом году в Индии как никогда было много паломников из Бурятии. Когда проводили ритуал долгой жизни для Далай-ламы, одних бурят оказалось свыше двухсот! Далай-лама был очень рад этому. По его словам, очень отрадно, что сегодня идет бурный процесс возрождения и роста буддизма в Бурятии.

^