18.02.2004
Сагаалган — самый светлый и загадочный праздник Бурятии. Время его проведения не совпадает с древним монгольским и хуннским Новым годом, ведь даже "внутри" буддизма есть несколько дат встречи. Китайские буддисты в нынешнем году Новый год по лунному календарю уже встретили. Японцы встретили смену лет по восточному календарю одновременно с китайцами. Вьетнамцы будут встречать Новый лунный год позже Бурятии и Монголии.
Парадокс Белого месяца
Встречать Белый месяц, название которого связано с изобилием молока, творога, арсы и других молочных продуктов, в морозный февраль — более чем странное явление. Многие люди в республике до сих пор не могут взять в толк — как это понимать. Праздник, известный под монгольским названием "Цаган Сар" — наследие седой древности, отголосок верований племен хунну. Кочевники далеких времен считали, что Новый год приходит тогда, когда умирает природа и лето переходит в суровую зиму т.е. осенью, а именно в сентябре.
Кочевые племена Центральной Азии готовились к суровому началу грядущего года, устраивая самый популярный семейный (в отличие от спортивного Сурхарбана) праздник. Скот давал наибольшие надои и тучными стадами ходил, кое-как передвигая свои разжиревшие туши. Самое подходящее время хорошо поесть и накопить в организме побольше полезных веществ, чтобы легче перенести зиму. Это был очень практичный праздник, не имевший никаких астрологических или астрономических объяснений.
Удивительно, но эта традиция древнейших покорителей Азии и Европы перешла по наследству к кочевым племенам Монголии, которая существовала при Чингисхане и угасла только с победой буддизма. В 1267 году внук Чингисхана Хубилай, первый император династии Юань, выпустил указ, которым ввел среди монгольских племен празднование Нового года по китайскому образцу, т.е. перенес его на конец зимы-начало весны.
Хубилай оставил Сагаалган без молока
Некогда чисто хозяйственно-прикладной, сезонный характер праздника стал носить религиозный оттенок. Он принес в жизнь людей новые правила и порядки. Новый год, пришедший от хунну, был предан забвению. В буддизме дату наступления Нового года устанавливают по лунному календарю.
Прежнего обилия молока и молочных продуктов зимой на столах кочевников уже не было. Однако название "Белый месяц" сохранилось по привычке. При этом прежние народные традиции встречи Нового года расширились за счет различных буддийских обрядов. Исконную языческую традицию было очень трудно переломить. Местные жители должны были увидеть в новой религии что-то родное, знакомое. Изменялась главным образом обрядовая сторона буддизма, но не суть Учения, приспосабливаясь к местным традициям и обрядам. Что в конечном итоге стало ламаизмом.
Лунный год — основа буддийского летоисчисления. Но реально с древних времен по нему никто не живет. И китайцы, и монголы всегда "подгоняли" лунный календарь под солнечный. Китайские буддисты вносили коррективы ежегодно, а монгольские — раз в четыре года. Поэтому даты прихода нового лунного года у монголов и китайцев никогда не совпадают и не совпадут.
Как правильно встречать Сагаалган
К несчастью, как правильно встречать Белый месяц, в Бурятии почти забыли. Наши корреспонденты встретились с буддийским священнослужителем Батар ламой, который поведал нам, как осенью традиционно праздновали Сагаалган:
— В первый день наступившего года рано утром, еще до восхода солнца, люди забирались на близлежащие холмы и возвышенности. В этих местах они делали жертвоприношение (тахилга), подносили дары хозяевам и покровителям местности, духам земли. Непременно возжигался небольшой костер. Проводился обряд поклонения огню (Галын сан). Еще встречали восход солнца, подносили дары солнцу.
Затем празднующие встречались (золгохо) со своими родителями, со старшими по возрасту соседями, затем с ровесниками. Во время поздравлений и приветствий, гость должен был полностью экипирован: шапка, дэгэл. Мужчины во время приветствия должен вытащить нож с ножнами из-за пояса и свесить его на ремешке, давая понять, что у него нет плохих намерений. Одежда должна была быть полностью застегнута. После приглашения хозяина дома отведать пищу гость обязан угоститься, чтобы не обидеть хозяев — отрезать небольшой кусочек мяса с бараньего стегна. Мясо всегда отрезалось движением ножа на себя. Традиционно приготовленное мясо барана ставят на стол, повторяя лежащего животного. Нельзя пробовать курдючную часть барана: ею хозяин будет угощать свою семью.
Старших по возрасту приветствуют, преподнося хадаг синего цвета. Хадаг должен быть сложен вдоль на две части, края его должны быть направлены в сторону старшего. Во время приветствия всегда желают здоровья и счастья. Подарки дарят по желанию и возможностям. Но желательно преподнести хотя бы небольшой, недорогой подарок. Раньше обычно отцу дарили кусок шелка на дэгэл. Матери, сестрам — плитку дорогого чая и сладости. Получив подарки, старшие говорили благопожелания.
Старики в течение первых трех дней обычно принимали родственников и гостей у себя. И только потом сами отправлялись навестить родственников и знакомых. Затем они гостили друг у друга. Празднование Нового года завершалось родителями в доме старшего сына или дочери. Они должны были идти туда по истечении 14-ти дней наступившего года.
В 15-й день по лунному календарю луна становится полной. Далее ее диск начинает убывать. С этого момента можно считать, что празднование Нового года закончилось.
{Какие мероприятия ждут нас на Сагаалган
21 февраля наступает год Водяной Обезьяны по лунному календарю. Согласно обычаю, в дацанах Буддийской традиционной Сангхи России в эти дни проводятся праздничные молебны — Сагаалганай хуралнууд. Основные хуралы пройдут в Иволгинском дацане.
18 февраля 8 часов утра начинается служба, посвященная десяти тантрическим божествам, Арбан Хангалай Хурал. 19 февраля с 8 часов утра продолжается молебен Арбан Хангал, а вечером в 19 часов состоится главный ритуал Дугжууба ("Костер").
20 февраля в 18:00 начинается служба Освящения однодневного балина, посвященного богине Лхамо, и продолжится до утра Нового года. Считается: как человек проведет эту предновогоднюю ночь, таким и будет наступающий год для него.
В 6 часов утра завершается молебен, и Пандито Хамбо лама провозгласит о наступлении Нового года. Он зачитает новогоднее послание к священнослужителям и верующим, после чего ламы завершат свой первый новогодний приветственный церемониал с Хамбо Ламой подношением новогоднего хадака. С этого момента начнутся праздничные гуляния.
Пятнадцать дней первого месяца Нового года посвящены чтению хвалебных гимнов Будде Шакьямуни. Да благословят Вас Три драгоценности!}
^