24.05.2006
В прошедшую пятницу Госдума, наконец, приняла сразу во втором и третьем чтении закон, определяющий особенности создания и работу туристско-рекреационных особых экономических зон. Первый конкурс проектов планируется провести уже в июне этого года. По предварительным данным, на первый год из числа претендентов будет отобрано не более 4—5 турзон. Приблизительная цена каждого проекта — около 10 млрд. рублей. Это значит, что "инвестиционный поезд" готов к отбытию и всем желающим попасть в список особых зон следует поторопиться.

Судя по всему, Бурятия, благодаря счастливому стечению обстоятельств, заняла место в этом поезде заблаговременно. Все без исключения эксперты, как московские, так и региональные, называют Байкал вторым явным фаворитом на получение особого статуса после Краснодарского края с его Черноморским побережьем. И это несмотря на то что в российских регионах поднимается жуткий ажиотаж — желающих стать особой туристско-рекреационной зоной с каждым днем все больше. О своем желании уже заявили более 20 регионов и это только начало. Не избалованная победами в таких соревнованиях Бурятия досрочно попала в список фаворитов и может смотреть на конкурентов свысока. Количество турзон и объем государственных инвестиций будет зависеть от бюджетных возможностей, однако в любом случае будет их не более 4—5.

О том, что федеральные чиновники благоволят нам в этом вопросе, свидетельствует, например, то, что на прошедшем 16—17 мая в Москве и посвященном особым экономическим зонам форуме, наш стенд специально посетили вице-премьер Александр Жуков и глава Минэкономразвития Герман Греф. Тут их поджидала наша хорошо подготовленная делегация во главе с первым заместителем правительства Бурятии Иннокентием Егоровым. Состоялась весьма обстоятельная беседа, содержание которой мы, видимо, в ближайшем будущем узнаем.

Сегодня, кажется, что уже ничто не сможет отвратить инвестиционного золотого дождя от Бурятии. У нас есть объективное преимущество — самое большое и чистое озеро в мире, сильный союзник — Иркутская область, и заинтересованное внимание федеральных властей. Единственным минусом эксперты видят то, что гигантский туристический потенциал Байкала несколько оттеняют гигантские же потребности в развитии инфраструктуры. Однако именно развитие инфраструктуры турзон намерено, прежде всего, финансировать государство. Как подчеркнул Владимир Стржалковский, руководитель Федерального агентства по туризму, в недавнем интервью корреспонденту инфогруппы "Турпром": "В выбранных турзонах будет осуществляться господдержка развития инфраструктуры туристических объектов: развитию дорог, коммуникаций, очистных сооружений и т.п., то, во что частный капитал обычно деньги не вкладывает". Прежде всего, ускоренное развитие инфраструктуры, по задумке авторов законопроекта, даст сильный толчок к развитию туристической отрасли в турзонах.

^