31.05.2006
Собираясь в больницу, он накупил с собой пару наборов фломастеров, маркеры и бумагу. Маслом работать в психоневрологическом диспансере невозможно. Здесь, на лечении, Юрий Извеков, известный в республике фотограф, художник и поэт, продолжил работать над серией фантастических рисунков. "Невротическое депрессивное состояние", приведшее Юрия сюда пару месяцев назад, стало постепенно отступать, когда он начал рисовать. В результате на свет появилось порядка двадцати очень насыщенных, красочных, полных жизни работ.

Творчество помогает выздоравливать не только художнику

В скупых на краски больничных палатах Юрий Извеков понял: он в силах раскрасить этот мир, порадовать обитателей больницы, разбить их сумрачное тяжелое чувство несвободы. Так у художника появилась идея провести в больнице выставку своих работ. Врачи поддержали инициативу пациента, предоставили ему зал, выделили средства на подготовку экспозиции. И однажды утром невиданные цветы, двуглавый петух, античный поэт, великий лев и другие сюжеты украсили стены больничного актового зала.

В психоневрологическом диспансере на Стеклозаводе подобная персональная выставка художника-пациента стала первой в истории больницы.

Этот вариант психотерапевтического творческого самовыражения больных давно и успешно применяется в психиатрических клиниках по всему миру. Метод позволяет не только положительно повлиять на болезнь самого пациента, но и благотворно сказывается на состоянии здоровья других больных. Во многих городах на сегодняшний день существуют общества поддержки психически больных людей, которые проводят выставки, выпускают для них газеты и журналы. У нас в республике это направление социальной реабилитации больных стало активно развиваться только в последнее время.

Виталий Гриф, лечащий врач:

— Работы Юрия Олеговича, яркие и на первый взгляд непонятные, вызвали большой интерес и у врачей, и у медперсонала, и у пациентов больницы. Выставка, как событие уникальное, всколыхнула всех. Такие мероприятия в рамках психолого-социальной реабилитации позволяют человеку мобилизовать свои ресурсы. Выставка помогла ему быстро справиться с теми расстройствами, которые у него были. Лично я получил большое эстетическое удовольствие, посмотрев картины и услышав из уст художника их объяснение, ведь работы действительно сложные.

"Через меня как будто пленка проходит, а я только записываю, что вижу"

Сам художник уверяет, что выставка помогла ему обрести уверенность в собственных силах, улучшить самочувствие. Да и порадовать скучающих пациентов больницы удалось. Ктото из них с интересом подходил и по долгу рассматривал картины, кто-то просто пришел развеяться, кто-то читал стихи и восторженно записывал в книгу отзывов свои впечатления. По словам Юрия Извекова, больные порой лучше здоровых людей умеют рассказать о своих впечатлениях, избегая общих фраз, отметить для себя довольно сложные вещи.

Юрий Олегович оказался в клинике после трагедии — под машину попала его жена. Месяц она пролежала в реанимации, два месяца в больнице. Она не ходила и не говорила. Целый год муж поднимал ее на ноги, учил снова жить, практически не спал. Сейчас Татьяна научилась снова говорить, ходить и читать книги. Но пережитое нервное напряжение не прошло даром для ее мужа. В прошлом году он пролежал в диспансере четыре месяца, в этом году — два.

— Рисунки идут помимо меня, — рассказывает художник. — Порой их нужно некоторое время подождать. Как будто через меня пленка проходит, а я только записываю то, что вижу. Кажется, что где-то вне меня уже есть эти картины. Иногда по пять картин в день рисовал, иногда только одну. Вообще, творчество — это наказание божье. Как будто кто-то свыше заставляет писать, ведь когда рисуешь, не думаешь заработать на этом деньги. Иногда начинаешь рисовать от линии, от света. И никогда не знаешь, что получится. Мои рисунки всегда — импровизация.

Чистые и яркие рисунки обыкновенными фломастерами прорисованы тщательно, можно сказать скрупулезно. В них нет обычного для глаз реального пространства, автор не стремится к правильному рисунку, уходит от похожести. Здесь все условно. Кажется, будто какая-то сила притягивает к себе, манит в другой, неизвестный и насыщенный мир.

— Я не сказал бы, что кому-то подражаю, — показывая свои работы, рассказывает Юрий Олегович. — Люблю Матисса, Пикассо, немецких экспрессионистов рубежа веков, а русский авангард в меньшей степени. Люблю сюрреалистов, а вот Дали не очень. Хорошо отношусь к модернизму, авангарду. Вообще мне нравятся маргинальные вещи, например, рисунки на заборе, пятна. И детские рисунки.

Фантастика и реальность

Специально живописи Юрий не учился. Все началось, когда в 11 лет ему подарили фотоаппарат. Сначала пошел в фотокружок при Дворце пионеров, а в 14 сознательно занялся фотографией, даже зарабатывал на снимках деньги. В 1967 году в газете "Молодежь Бурятии" был впервые опубликован его снимок. Сегодня Юрий Извеков известный не только в республике, но и за ее пределами фотохудожник. Его предпочтение — черно-белая фотография.

— Черно-белая фотография более трудоемкая, но и более творческая, — говорит Юрий Олегович. — Она дает ощущение подлинности, документальности. Это элитная фотография. А цифровая камера уменьшает творчество. Я вообще в фотографии не люблю искусственности и монтажа. Люблю все спонтанное, особенное.

Фантастика и реальность, черно-белое пространство фотографии и наполненные разноцветьем картины. Эти противоположности лишь дополняют друг друга. Собирая множество миров в целое, можно потерять равновесие. Но Юрий Олегович идет вперед. В этом году он планирует устроить выставку своих работ в музее города (только после того, как отгремят все мероприятия по случаю Дня города), вступить в Союз писателей (сегодня на его счету уже два вышедших в свет сборника стихов), перевести рисунки на цифровые носители.

"Убежище или западня?"

Именно под таким названием прошла больничная выставка Извекова. На афише были слова художника: "Для имеющего проблемы с психическим здоровьем спонтанная творческая фантазия — это дальнейшее погружение и бесконечное бесплодное блуждание в мире иррационального, или это своя дорога к другим, попытка диалога с людьми и реальным миром?"

Почему одаренные люди часто дисгармоничны, в то время как их творениями восхищаются окружающие. Быть может потому, что наш мир безумен...

^