14.06.2006
Как рассказали нам в Еврейском общинном центре республики, недавно здесь впервые состоялось фольклорное театрализованное представление "Хупа — еврейская свадьба", участниками которой стали почти все члены общины.

Невесту украшает непрозрачная фата

Рассказывает руководитель центра Надежда Скарбовская:

— По еврейской традиции помещение, где будет проходить свадьба, делится на две половины: женскую и мужскую. Все участники свадьбы празднично одеты, мужчины надевают традиционные головные уборы — кипы.

Напротив входа в комнату устанавливают хупу — балдахин на четырех шестах. Ее держат четыре мальчика или юноши. В противоположный угол родная мать и мать жениха приводят невесту, в руках у них горящие свечи. Невеста одета в торжественное белое платье, а на голове у нее непрозрачная богато украшенная белая фата. Держа невесту под руки, матери становятся напротив хупы. После этого к невесте под руки подводят жениха его отец и отец невесты со свечами в руках. Жених чуть приподнимает фату невесты и заглядывает под нее. Традиционно он одет в нарядный черный костюм, а на голове — кипа. Отцы вместе с женихом продолжают двигаться к хупе, где их ожидает раввин.

После этого матери под сопровождение скрипки приводят к хупе невесту. Когда девушка вступает под свадебный балдахин, она вместе с матерями семь раз обходит вокруг жениха против часовой стрелки, после чего невеста становится справа от жениха. Перед обрядом обручения (по-еврейски — кидушин) раввин наливает в бокал вино — неотъемлемый элемент любого еврейского празднества — и произносит первое благословение.

Кольцо жених покупает только за свои деньги

После этого раввин передает бокал в правую руку жениха. Тот отпивает из бокала и возвращает его. Затем эта же операция проводится с невестой. И раввин читает второе благословение на свадьбу. Затем наступает главный момент свадебного обряда. Жених достает кольцо и показывает его присутствующим. Кольцо должно быть без камней. При этом, раввин интересуется, сам ли жених купил это кольцо и на свои ли деньги, на что, как правило, получает положительный ответ. Затем жених протягивает кольцо невесте и, надевая кольцо на указательный палец ее правой руки, говорит: "Вот ты посвящена мне этим кольцом по закону Моисея и всего Израиля"

Затем раввин читает еще раз первое благословение на вино и отдает бокал жениху, который, после того как сам отпил, из своей руки дает отпить невесте. После этого раввин читает молодоженам брачный договор — ктубу.

Бокал разбивается ногой

Вот выдержка из брачного договора:

"Будь ему женой по закону Моисея и Израиля, а ты с помощью неба будешь трудиться, и уважать, и кормить, и содержать, и заботиться, и одевать ее, как это принято у еврейских мужчин, которые трудятся, и уважают, и кормят, и заботятся о своих женах достойно"

После этого по еврейской традиции раввин или особо уважаемые люди, приглашенные на свадьбу, произносят "Семь благословений" ("Шевва Брахот"), восхваляющих Бога за сотворение рода человеческого, веселье и радость, за счастье молодоженов. После благословений жениху подносят бокал (который для безопасности обычно обернут в бумагу или фольгу). Сосуд торжественно выносит мальчик и несет его мимо зрителей. После этого бокал передается жениху, который разбивает его ногой. Перед этим жених говорит: "Если я забуду тебя, Иерусалим, да отсохнет моя правая рука"

Звук разбивающегося бокала символизирует разрушение — это напоминание о том, что радость могла бы быть еще большей, если бы евреи могли выполнять заповеди, связанные со служением в Храме. Сразу после того как бокал разбит, все приглашенные начинают поздравлять жениха и невесту. После церемонии родители молодых уводят их из комнаты, и начинается исполнение большой мицвы, чтобы повеселить жениха и невесту. Музыка, танцы и песни традиционно сопровождают все еврейские свадьбы.

^