21.06.2006
По данным ГИБДД, только за первые пять месяцев 2006 года на территории Улан-Удэ было зарегистрировано 55 дорожнотранспортных происшествий с участием водителей общественного транспорта, погибло семь человек, ранено 87. За нарушения правил дорожного движения к административной ответственности были привлечены 6933 водителя автобусов. В состоянии опьянения на дорогах было задержано 127 водителей, в том числе четыре водителя в состоянии наркотического опьянения. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рост количества выявленных правонарушений, допущенных водителями маршруток и автобусов, составил 40%.

Администрация города, объявившая не так давно о скорой маршрутной "революции", едва не опоздала. Ведь хаосу, воцарившемуся в сфере пассажирских перевозок, уже много лет. А как показывает статистика и хроника происшествий последних дней, откладывать экстренные меры было уже нельзя. Городское положение "О конкурсе на право транспортного обслуживания населения" вселяет надежды, однако одних благих пожеланий мэрии будет явно недостаточно — нужна огромная политическая воля.

— Сейчас сложно сказать, как будет проведен в жизнь этот проект по реформированию, — говорит Аламжи Сыренов замначальника ГИБДД РБ, — во многом все будет зависеть от того, как качественно будет проведен конкурс для перевозчиков, от этого будет зависеть и безопасность на дорогах.

Причинами стремительного ухудшения ситуации с городским транспортом в правоохранительных органах называют слабый государственный контроль и практически безраздельное властвование в этой сфере криминала. Автопарк частных перевозчиков по городу избыточен и насчитывает более 60 маршрутов общего пользования, а это более двух тысяч микроавтобусов и около 200 автобусов.

— Из-за непосильной конкуренции в сфере перевозок, бригадиры маршрутов начинали обращаться к представителям преступных группировок для решения своих проблем, — говорит Евгений Рубцов, начальник УБОП МВД РБ. — Используя разобщенность индивидуальных предпринимателей и их борьбу между собой, криминал брал под контроль деятельность в сфере пассажирских перевозок.

Как отмечает Евгений Рубцов, постепенно сложилась система, при которой многие бригадиры посредством криминального силового давления регулировали число и качество работающих на маршруте предпринимателей. Как итог, конкуренция в сфере перевозок свелась к банальным разборкам с применением физической силы и угроз. К улучшению качества услуг такая конкуренция, естественно, привести не могла. А после того как проблемы с конкурирующими маршрутами разрешались, выйти из-под влияния криминальных структур уже не удавалось. И начиналась регулярная оплата услуг "крыши", которая легла тяжким бременем на перевозчиков. Это также негативно сказывалось на состоянии парка городских маршруток и автобусов. Печальный итог криминального регулирования отрасли — ужасающее состояние частного пассажирского транспорта.

— Несмотря на нежелание перевозчиков сотрудничать с правоохранительными органами МВД совместно с прокуратурой республики осуществляло проверки этой сферы деятельности, — говорит Евгений Рубцов. — В результате были возбуждены уголовные дела, по которым к ответственности привлекаются в том числе и лидеры преступных группировок. Сейчас по данным делам еще ведется следствие, и имена преступников не разглашаются.

Но, как отмечают в МВД, решить вопрос о декриминализации этой отрасли только уголовно-правовыми мерами не представляется возможным. В Бурятии уже давно назрела необходимость провести кардинальные изменения ситуации. В частности правоохранительными органами не раз поднимался вопрос о необходимости законодательного регулирования отношений в этой отрасли, и действовать в первую очередь здесь должны муниципальные власти.

Как отмечают в ГИБДД, до настоящего времени не разработана единая транспортная схема города, многие маршрутов движения общественного транспорта дублируются, открытие новых приводит к неконтролируемому увеличению числа перевозчиков, нездоровой конкуренции между водителями. Все это в конечном итоге провоцирует водителей нарушать правила дорожного движения. Большая часть перевозчиков — частные предприниматели, потому контроль над соблюдением ими требований нормативных правовых актов отсутствует. Не осуществляется предрейсовый и послерейсовый медицинский контроль, нет ежедневного контроля за техническим состоянием транспорта. Все это усугубляется тем, что город просто не рассчитан на такое количество транспорта.

— В Улан-Удэ остро стоит проблема несоответствия развития улично-дорожной сети темпам прироста автопарка города, — считает Аламжи Сыренов, зам. начальника ГИБДД РБ. — Существующая транспортная сеть не справляется с транспортным потоком, а реконструкция или строительство улиц практически не производится. Поэтому в целях безопасности дорожного движения количество общественного транспорта следует строго контролировать, а когда это необходимо — и ограничивать.

^