25.02.2004
— Этого американца зовут Ричард Познер Третий, он американский железнодорожный магнат, владелец всей северо-западной части дорог США, — рассказывает Ирина Русинова, — а также совладелец железных дорог Латвии и Эстонии. В Красноярске мы с Ричардом познакомились, когда посещали местную еврейскую общину... Когда он увидел мои работы — он очень поразился их красоте. Мы долго общались на тему создания "кукольных шедевров", оказалось, Ричард является болшим знатоком и ценителем этого искусства, и я решила подарить ему часть своей коллекции. А он взамен отблагодарил меня тем, что выделил для моего хобби немало денег.
Совсем не детское увлечение
Ирина Русинова — профессиональный художник. С самого начала учебы в Восточно-Сибирской Академии культуры на факультете декоративно-прикладного искусства из всех направлений она выбрала занятие куклами:
— Синтетический вид искусства — здесь, — говорит Ирина, — освоишь и скульптуру, и живопись, и пастиж, и шить тоже научишься.
Сейчас, в свободное от основной работы время (Ирина — художник в театре) она делает кукол для души — небольшие исторические персонажи, точно копирующие все детали старинных нарядов.
Ирина рассказывает, что существуют жесткие стандарты даже в ручном изготовлении таких кукол.
— Самый высокий пилотаж — это авторская коллекционная кукла, потом идет демонстрационная, а далее уже просто сувенирная. Все эти куклы только для любования — ими нельзя играть — одежда приклеена большей частью, волосы тоже, — поясняет художница.
Своих кукол Ирина относит к демонстрационным, в их стандартах допускается небольшое искажение человеческих пропорций — удлинение ног, рук, шеи — все во имя красоты героев. Но сравнение с искажением женских пропорций в американской кукле Барби художница не терпит. Почти все кукольники не любят ее всеми фибрами души, считая сравнение с ней дурным тоном. Те куклы, что продаются сегодня в магазинах нашего города и именуются фарфоровыми, тоже можно отнести к сувенирно-демонстрационным — такими куклами художники тоже играть не советуют.
Для кукол ничего не жалко!
— Все кукольники — сумасшедшие люди, — продолжает Ирина, — я раньше думала, что одна такая, но после стажировки в Санкт-Петербурге уверилась — это наша профессиональная черта характера. Ведь для своей новой любимицы ничего не жалко. Постоянно жертвовать свои кофточки на материалы для одежды куклам — обычное дело, колготки капроновые тоже чаще для них покупаешь, чем для себя. Иногда видишь в своем гардеробе платье и понимаешь — именно этот материал то, что надо для костюма — все, никаких раздумий — в руках ножницы. и новый наряд готов.
Вообще же материалов для изготовления кукол сильно не хватает.
— Мечтаю съездить в Китай и накупить там всяких мелочей для кукольных костюмов, там вообще все для этого есть, и обязательно привезу оттуда глаза для кукол, — говорит Ирина.
Что касается материалов для изготовления лица и рук куклы — здесь каждый профессиональный художник имеет свою технологию, и почти все держат их в секрете:
— Я делаю руки, ноги, голову своим куклам из мастики, но это не тот строительный материал, что все знают, это особая смесь, которую изобрели в Китае, потом достаточно широко использовали в Японии, я усовершенствовала этот материал, добавила свои ингредиенты, и теперь могу "хвастаться", что у меня свой собственный метод работы.
Ирина оживила царя Соломона
Немалую часть коллекции кукол Ирины Русиновой занимают так называемые сюжетно-демонстрационные куклы на еврейско-библейскую тематику:
— Я являюсь руководителем творческой мастерской "Живая Агада" при еврейском общинном центре Бурятии, — рассказывает художница, — эти куклы — персонажи древних еврейских писаний, они созданы на основе притч о царе Соломоне. Среди кукол, задействованных в моей так называемой постановке, сам царь Соломон, Вирсавия, кукла, изображающая Давида, и многие другие персонажи традиционного еврейского праздника Пурима.
Этими куклами играть тоже нельзя — скорее только слегка потрогать, просто для того, чтобы удостовериться — не обманывает ли зрение и правда ли, что в миниатюрном перстне на руке у правителя — настоящий камень, что вышивка на шароварах — не искусно подделанный рисунок, а маникюр у царицы — почти настоящий.
Совсем недавно Ирина рассталась со своими самыми красивыми куклами — царем Соломоном и царицей Савской — художница подарила их американскому мультимиллионеру, когда возила свои работы на выставку в Красноярск.
^