28.06.2006
На минувшей неделе установлен тариф на звонки со стационарных городских телефонов на сотовые — полтора рубля за минуту. Переход на принцип "платит звонящий" обернулся дополнительными расходами не только для владельцев стационарных телефонов, но и для имеющих сотовые. Сотовые компании из-за нововведения несут убытки, а потому стараются возместить их за счет абонентов.

Самый большой шок испытали владельцы коротких сотовых номеров, которые в ходу у старейшего сотового оператора Бурятии — "Улан-Удэнской сотовой сети". Всем им были разосланы SMS-ки следующего содержания — "Уважаемые абоненты! С 03.07.06 вводится абонентская плата за шестизначный городской номер в размере 100 рублей в месяц. Начисление абонентской платы будет происходить ежедневно пропорционально количеству дней в месяце". Далее компания призывает абонентов наводить справки по указанному телефону call-центра.

Абоненты, которые имеют короткие номера, — это самые ранние клиенты "Улан-Удэнской сотовой". Они стали пользоваться ее услугами, когда компания-монополист делала свои первые шаги. В то время, продавая людям короткие сотовые номера, компания делала на них неплохие деньги. При этом никто не предупреждал абонентов, что в перспективе возможен такой неприятный поворот дел. Что мешало ввести длинные номера сразу — непонятно.

Думается, что "Улан-Удэнская сотовая сеть" могла бы испытывать какую-то привязанность в этой группе абонентов, а возможно, даже что-то похожее на благодарность. Однако в реальности этих людей ставят в худшие условия. Особенно пострадали те граждане, которые уплачивали в свое время бешеные деньги за легко запоминающиеся номера. Были времена, когда иметь так называемый "платиновый" номер обходилось человеку в две тысячи рублей. Теперь клиентам придется раскошеливаться за короткий запоминающийся номер второй раз.

Введение новых сторублевых платежей можно было бы принять скрепя сердце, если бы "стольник" начали платить все абоненты УУСС. Мол, фирма вынуждена ввести сбор для всех клиентов фирмы. Но этого не произошло. Разумнее всего было бы не устраивать дискриминацию среди абонентов, а честно повысить стоимость SMS-сообщений и исходящих. Эти расходы абонент может контролировать: стало дорого звонить, значит буду звонить реже. На абонентную плату человек повлиять не может, т.к. она начисляется автоматически.

Абонентская плата, наверное, вынудит многих экономных абонентов отказаться от шестизначных сотовых номеров. В ущерб своим контактам.

Станислав Эрдынеев, адвокат: "Непонятно, чем обусловлено введение абонентской платы. Получается, что сегодня потребители, имеющие шестизначные номера, оказались в более невыгодном положении. Абонент должен посмотреть свой договор. Возможно, здесь есть основания для подачи иска в суд".

В преддверии перехода на принцип "платит звонящий" крупный сотовый оператор МТС начал переход с долларовых тарифов на рублевые. При этом там установили свой собственный, более высокий, чем у Центробанка, курс. Таким образом, абоненты будут также платить больше. Ранее на рублевый тариф перешел "Мегафон". Кроме того, в новых тарифных планах появилась графа "плата за исходящее соединение". Тарифы с платой за соединение введены также после перехода на принцип "платит звонящий".

Скорее всего, этим дело не ограничится, и сотовые операторы, которых не устроят суммы, получаемые от систем фиксированной телефонной связи, значительно повысят цену исходящих, SMS и т.д. Так что сюрпризы только начинаются.

^